1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Образ единства Церкви — небесной и земной

Печать

Written by Игумен Нектарий (Морозов)

В прошлом выпуске мы говорили о таком понятии, как "круги богослужения". Напомним, что всего их три: суточный, седмичный и годовой. Их "совмещение", обусловленное правилами церковного Устава, и образует то богослужение, которое мы можем видеть и за которым молимся, приходя в храм. В предыдущей публикации мы успели разобрать только суточный круг. О кругах седмичном и годовом расскажем в этом номере.

Каждый день наполнен своим смыслом

bogoslujebnykrugбогослужебный круг отличает его неизменность: последовательность церковных служб всегда остается по существу одинаковой, за исключением незначительных различий, которые вносят в нее те или иные праздники. Постоянны и составляющие его молитвословия и песнопения.

Но к этому неизменному по своему составу кругу на каждый день прибавляются особые молитвословия и песнопения, относящиеся к священным воспоминаниям, соединяемым именно с этим днем седмицы.

Первый ее день — воскресенье. В богослужебных книгах он именуется неделей, поскольку заменил собой ветхозаветную субботу, день неделания обычных житейских дел. Этот день посвящен воспоминанию воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Воскресное богослужение отличается особой торжественностью, в его песнопениях с удивительной силой и глубиной раскрывается великая тайна домостроительства нашего спасения, воспевается пришествие на землю, распятие и тридневное воскресение Бога Слова.

В первый по неделе день, понедельник, прославляются бесплотные силы, то есть святые Ангелы, во вторник — ветхозаветные пророки и по преимуществу высший из пророков — святой Иоанн Предтеча. Эти два дня характерны особенными покаянными, или умилительными, песнопениями и молитвословиями — канонами, стихирами и седальнами. В них — осознание того, что без Бога, Его живящей и спасающей благодати мы ничто, персть, взятая от персти. В них — плач о тех грехах, которыми мы оскорбили и оскорбляем своего Творца, отчаяние в себе, в своих немощных человеческих силах. И в них же — дерзновенная надежда на неизреченную Божественную любовь.

Среда и пятница — дни воспоминания самых скорбных событий новозаветной истории. Среда — день предательства Спасителя Его "учеником и наветником" Иудой, пятница — день распятия и смерти Сына Божия. Поэтому в среду и пяток так часто звучат на службе молитвословия и песнопения, в которых воспоминаются спасительные страдания Христовы, воспевается Честный и Животворящий Его Крест.

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец как некий образ идеального епископа, апостольского преемника. В песнопениях этого дня мы обращаемся к апостолам и святителю Николаю, прося их предстательства перед Богом о нас и наших духовных и материальных нуждах.

И, наконец, в субботу, как в день покоя, прославляются все достигшие вечного покоя святые и особенно — мученики. Кроме того, в этот день совершается поминовение и всех вообще усопших в вере и надежде на воскресение и вечную жизнь.

Молитвословия же и песнопения в честь Пресвятой Богородицы полагаются на каждый день седмицы, так что нет богослужения, в котором бы не прославлялась Божия Матерь.

Встреча со святыми

Если мы откроем православный календарь, то увидим, что практически нет такого дня в году, на который не приходилась бы память того или иного святого или же события священной и церковной истории. Больше того: практически под каждой датой мы видим имя не одного, а нескольких и даже многих святых, которым в этот день установлено празднование.

Стихиры, тропари, каноны, составленные в честь святых или священных событий, присоединяются к молитвословиям и песнопениям суточного и седмичного богослужебных кругов и составляют собой богослужение в его законченном виде.

Как определяется день, в который совершается память святого? Это может быть дата его кончины или прославления в лике святых, обретения или перенесения мощей. В словах стихир и тропарях канонов, как правило, говорится о жизни святого, раскрывается сущность его подвига — мученического, преподобнического, святительского или какого-то иного.

Таким образом, в эти дни мы реально встречаемся в храме с тем угодником Божиим, которому совершается празднование: встречаемся в молитве, обращенной к нему, встречаемся потому, что он духовно присутствует там, где призывается его имя; в этом — самое красноречивое свидетельство о единстве Церкви — Небесной и Земной. И вот почему так важно для человека быть в храме в день своих именин или в день памяти того святого, которого он особенно почитает. Важно даже просто регулярно заглядывать в календарь, чтобы посмотреть: а что сегодня за день?

Очень показательный пример можно найти в жизнеописании афонского старца Паисия (Эзнепидиса, †1994). Однажды, рассказывает старец, ему пришлось переезжать в другую келью, и потому все его богослужебные книги были запакованы: он по обычаю святогорских келиотов имел обыкновение совершать ежедневную службу сам. По этой причине отец Паисий не мог в срок совершить богослужение. И вот ему явился некий святой, который пояснил, что сегодня — его память. И назвался: "Мученик Лукиллиан". Отец Паисий не расслышал: "Лукиан?". "Нет, старец,— поправил святой,— Лукиллиан!".

Старец Паисий не успокоился до тех пор, пока не нашел в упакованных книгах календарь и не убедился, что в этот день действительно совершалась память святого мученика Лукиллиана.

Праздники и… праздники

Как уже отмечалось в предыдущем выпуске "Школы духовной", не будет преувеличением сказать, что в Церкви ежедневно — праздник. Но по своей значимости праздники отличаются один от другого. Согласно Типикону, существует особая градация, или "иерархия", праздников.

Первое место занимает "праздников праздник" — Пасха Христова. Она — вне всех "разрядов", это единственный в своем роде день в богослужебном году.

Далее следуют великие двунадесятые Господские и Богородичные праздники, в Типиконе обозначенные специальным значком — красный крест в красном круге. Двунадесятые — потому что всего их двенадцать. Это так называемые непереходящие праздники (непереходящие — то есть всегда совершающиеся в один и тот же день): Рождество Божией Матери (8/21 сентября), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Божией Матери (15/28 августа) и переходящие (дата их празднования зависит от того, на какое воскресенье в текущем году приходится Пасха): Вход Господень в Иерусалим, или неделя Ваий (за неделю до Пасхи), Вознесение (40-й день по Пасхе) и Пятидесятница (50-й день по Пасхе). Надёжная телескопическая стремянка по выгодной цене - от Sclad.ru

Затем идут праздники великие недвунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне (1/14 января). В Типиконе они имеют то же обозначение, что и великие двунадесятые.

Следует сказать и о днях так называемых предпразднств и попразднств, которые являются отличительной чертой великих праздников. В дни предпразднства в храме поются песнопения, приготовляющие верующих к встрече праздника, а в дни попразднства — продолжающие раскрывать его содержание, дающие нам возможность жить этим событием, воспоминанием о нем. Завершаются дни попразднства обычно "отданием" праздника, когда совершается практически та же служба, что и в самый его день, но менее торжественная (поются те же праздничные песнопения, но вместо всенощного бдения служится славословие).

На все великие праздники Устав предусматривает совершение бденной службы. Полагается она и в средние праздники, а именно в те из них, которые отмечены в Типиконе значком красного креста в красном полукруге. Их, по церковному Уставу, немного: преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (13/26 ноября), преподобного Саввы Освященного (5/18 декабря), святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (6/19 декабря). Но к ним присоединяются еще праздники храмовые (святого, в честь которого освящен алтарь храма), тех святых, мощи которых покоятся в храме, а также святых, пользующихся сегодня во всей Русской Церкви (или в конкретной области) особым почитанием.

Есть средние праздники, отмеченные знаком красного креста без полукруга. Таких праздников достаточно много, и по Уставу в дни их всенощное бдение не полагается, а совершается полиелейная служба (в последующих выпусках "Школы духовной" мы обязательно разъясним такие понятия, как "бдение", "полиелей", "славословие" и т.п.).

Существуют праздники малые, и тоже двух видов. Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в середине; в такие дни совершается служба со славословием. Второго вида малые праздники отмечены в Типиконе черной скобкой с тремя черными точками. Святые, имеющие этот знак, называются "шестеричными" (им полагается петь шесть стихир на "Господи, воззвах").

Есть в Типиконе дни, не имеющие никакого знака, к праздникам по Уставу не причисляются. Однако с того момента, когда появилась последняя редакция Типикона, Церковью были прославлены многие святые, которым уже традиционно (а не по Уставу) совершается праздничная служба.

Игумен Нектарий (Морозов)

Источник:  www.eparhia-saratov.ru