1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

"Всякое дыхание да хвалит Господа"

Печать

Written by Игумен Нектарий (Морозов)

В прошлом номере в рассказе о богослужении утрени мы остановились на переходе к чтению канона, на объяснении 50-го, покаянного, псалма, составляющего неотъемлемую принадлежность всякой утрени. Далее — о двух последующих частях будничного утреннего богослужения — о каноне и следующих за ним хвалитных псалмах, Великом славословии и стихирах.

"Песнь победную поим вси людие…"

ХрамНепосредственно после 50-го псалма поется первый ирмос утреннего канона. В переводе с греческого слово "канон" означает "правило". Это особый жанр церковной гимнографии, сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. В числе первых творцов канонов история называет преподобного Андрея Критского, которому принадлежит Великий покаянный канон, и преподобного Иоанна Дамаскина, автора огромного числа богослужебных текстов, дошедших до наших дней.

Состоит канон из нескольких песней: их может быть 2, 3, 4, 8, 9, но обычно в будние дни он включает в себя 8 песней (2-я песнь отсутствует, она наличествует лишь в некоторых канонах великопостного периода), каждая из которых содержит ряд тропарей и предваряется пением ирмоса. Ирмос по-гречески — связь; это первая строфа песни канона, в византийских образцах служившая еще и мелодическим образцом для ее тропарей. В Греции каноны и по сей день, согласно древней традиции, поются. Для Русской же Церкви характерна замена пения чтением, исключение составляет, пожалуй, лишь канон Пасхи, когда на службе вообще ничего не читается, но все только поется.

Практически всегда на утрене читается не один канон, а соединяется несколько (в будние дни — не более трех, в дни воскресные и праздничные — не более четырех). Поется ирмос первого по порядку канона, и затем читаются тропари соединенных канонов. По Уставу читать канон полагается чаще всего "на 14", иногда "на 16" (с соответствующим количеством тропарей), однако реально сегодня каноны читаются и "на 8", и "на 6", и даже "на 4".

Для "классического", написанного по всем правилам гимнографии, канона тема каждой его песни задана соответствующими "библейскими песнями". Так, например, первой библейской песнью является песнь пророка Моисея, после перехода евреями Чермного моря, второй — его же песнь перед кончиной, третьей — песнь Анны о рождении сына Самуила, четвертой — песнь пророка Аввакума, прославляющая Господа, и т.д. В древности они читались или пелись вместе с песнями канона, предваряя их, но сейчас, как правило, употребляются только при великопостном богослужении, а также в некоторых монашеских обителях. Собственно ирмос по значению своему и являлся своего рода смысловой связкой между песнями Священного Писания и основной темой канона, выраженной в тропарях. Поскольку ирмосы часто повторяются в повседневном богослужении, то слова их хорошо знакомы многим верующим: "Отверзу уста моя и наполнятся Духа…", "Песнь победную поим вси людие…", "Христос раждается, славите…" и т.д.

В современной богослужебной практике место библейских песен заняли припевы — хвалебные или молитвенные обращения к Господу, Божией Матери, угодникам Божиим, предваряющие чтение каждого тропаря. Например: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему", "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас" и другие.

После 3-й, 6-й и 9-й песен канона полагаются малые ектении ("Паки и паки миром Господу помолимся). Эти песни "покрываются" (то есть завершаются) пением ирмоса последнего из положенных на этот день канонов. Ирмос, которым так завершается песнь, именуют словом "катавасия", что в переводе с греческого значит "схождение". В древности было распространено пение "на два лика", то есть на два клироса или хора, и для пения завершающего песнь ирмоса они сходились вместе, отсюда и происходит данное слово.

После ектении по 3-й песни обычно читается седален (тропарь, при чтении которого разрешается сидеть) или ипакои (от греческого слова "слушаю", что указывает на особое внимание, с которым нужно относиться к этому песнопению). После ектении по 6-й — кондак и икос праздника или святого (первоначально словом "кондак" именовался отдельный жанр церковной византийской гимнографии, сейчас вытесненный из богослужения каноном; кондаки в древности представляли собой многострофные поэмы, и современный "кондак" и икос являются, по сути, ее строфами).

По 8-й песни также поется катавасия и после нее священник или диакон, если он участвует в богослужении, стоя перед местной иконой Божией Матери в иконостасе и начертывая в воздухе крест кадилом, торжественно возглашает: "Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим". Хор же после этого поет песнь Богородицы "Величит душа моя Господа…" (Лк. 1, 46-55) с припевом "Честнейшую херувим…", во время чего совершается полное каждение храма и всех молящихся в нем.

По 9-й песни вновь звучит малая ектения и читается или поется светилен, краткое изменяемое песнопение, относящееся по содержанию к прочитанному канону (поскольку утреня совершалась прежде в раннее, предрассветное время, то естественно толковать подобное название песнопения как указание на постепенно наступающий рассвет). Иногда это песнопение именуется еще словом "эксапостиларий", что означает по-гречески "высылаю". Это также тот случай (как и с катавасией), когда песнопение получает свое название не столько по содержанию, сколько по способу исполнения: прежде, когда богослужение носило более строго-уставной характер, певец, назначенный петь его, высылался с клироса на середину храма. К числу эксапостилариев относятся такие известные песнопения Страстной седмицы, как "Чертог Твой вижду, Спасе мой" или "Разбойника благоразумнаго". Надо, впрочем, сказать, что в некоторых храмах, особенно касается это благоустроенных монастырей, традиция пения этих эксапостилариев певцом на середине храма, а не на клиросе, поддерживается и сегодня.

"Благо есть исповедатися Господеви"

Горящие свечиПосле светильна читаются стихи так называемых "хвалитных псалмов" (148, 149, 150), или "хвалитны". Эти псалмы призывают все творение — на небесах и на земле, одушевленное и неодушевленное — к торжественному прославлению Бога, в них часто повторяется: "хвалите Его…". И последние слова 150-го псалма, завершающие собой Псалтирь, звучат в данный момент богослужения, как самый венец этого духовного торжества: "Всякое дыхание да хвалит Господа".

И затем звучит величественное и в то же время умилительное Великое славословие. Оно предваряется возгласом (если служба праздничная, то его произносит священник, если будничная — чтец): "Слава Тебе, показавшему нам свет!". Прежде, когда утреня, как это и полагается, совершалась в самом начале наступающего дня, эти слова раздавались одновременно с появлением первых солнечных лучей, на рассвете. А само славословие, как и чтение шестопсалмия, начинается услышанной в Вифлееме ангельской песнью: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…". В нем мы благодарим Бога за дарованный нам свет, самую жизнь и радость наступающего дня. Но, конечно, главное благодарение мы приносим за дарование нам Света духовного — Христа, просветившего нас познанием истины.

По окончании славословия священником или диаконом произносится просительная ектения, отличающаяся от уже звучавшей прежде на вечерне совсем немного. А именно: "Исполним утреннюю нашу молитву Господеви" вместо "вечернюю" и "Дне всего совершенна, безгрешна, мирна у Господа просим" вместо "вечера".

За этой ектенией поются утренние стихиры на стиховне. От носящих аналогичное название вечерних стихир они отличаются, по сути, лишь теми стихами-припевами, которыми предваряются (это стихи 89-го псалма). Они могут быть взяты из Минеи, Октоиха или Триоди — в зависимости от того, какая служба совершается.

После пения стихир чтец произносит краткую молитву и одновременно — исповедание, которое как бы подводит итог всему утреннему богослужению, подтверждает, какое великое счастье — право и возможность совершать словесную службу хвалы и благодарения Богу: "Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь".

Читается Трисвятое по Отче наш и поются отпустительные тропари — тот же тропарь, который пелся на "Бог Господь" в начале утрени, и на "славу" — тропарь Божией Матери того же гласа, который положен именно на этот день седмицы по Уставу.

Затем следует сугубая ектения, уже ничем не отличающаяся от аналогичной на вечерне. И после нее, если служба будничная, без отпуста сразу читается 1-й час, который практически всегда соединяется с утреней.

Игумен Нектарий (Морозов)

Источник: www.eparhia-saratov.ru