1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Поделиться радостью открытий

Печать

Written by Наталья Волкова

Именно так, пожалуй, можно охарактеризовать принцип действия, лежащий в основе творчества писателя и журналиста Ольги Клюкиной. Желание поделиться радостью и удивлением, которые рождаются от соприкосновения с огромным миром веры, заставляет ее писать романы и повести на исторические темы и библейские сюжеты, в том числе и для детей. Мы решили побеседовать с Ольгой Петровной о детской литературе и о чтении вообще.

— Ольга Петровна, каким образом можно охарактеризовать современное состояние детской литературы?

Ольга Клюкина— Одно можно сказать совершенно определенно — детская литература развивается. Появляется много новых имен, однако все они — не на слуху. Другими словами — литература развивается, но подспудно. Все знают детских авторов, которые и в советское время были известны — Агнию Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Валентина Берестова и многих других. А о современных слышно не так много. Наверное, это — одна из особенностей нашего времени.

Раньше у нас был «Детгиз», детскую литературу финансировало государство. Если автор создавал хорошую детскую книгу и ее издавал, то получал миллионный тираж. И книг было много — помните, сколько всего хорошего было в библиотеках? Популярные детские книги экранизировались, превращались в мультфильмы, то есть существовала своего рода целая индустрия воспитания. Сегодня создается впечатление, что государство в этом мало заинтересовано, делаются робкие шаги в эту сторону — например, объявление Года детской книги, семьи, молодежи. Но это все капля в море, конечно же.

Многие писатели пишут для детей, но издаются в коммерческих издательствах, крошечными тиражами. У них нет средств на рекламу, на то, чтобы выступить на телевидении, поэтому о них никто не знает. И получается, что детская литература вроде бы есть, но ее как будто бы и нет. К православной детской литературе это тоже относится. О ее существовании знают те, кто специально этим интересуется, следит за выходом книг любимых авторов.

— А в чем сущностное различие православной детской литературы от просто детской литературы? Мне кажется, что подобная градация несовершенна, главное — хорошо ли написана книга…

— Я думаю, что по большому счету, никакого различия нет. Может быть, дело только в тематике, в выборе темы. Православный автор не будет разрабатывать сюжеты, где пропагандируется зло, насилие — ему это просто христианская совесть не позволит. В православной детской литературе слово «Бог» пишется с большой буквы, о Нем говорится открыто. Во многих светских произведениях это тоже подразумевается, может быть — и сейчас мы такие книги называем классикой.

Но ведь существует также различие между плохой православной детской литературой и хорошей. Появилось много «правильных» книг, изобилующих нравоучениями, назиданиями. Они слащавые, неестественные. А ведь дети это сразу чувствуют, такая литература вызывает у ребенка отторжение. Без таланта все-таки нельзя ни одной книги написать — ни православной, ни любой другой.

— Александр Исаевич Солженицын говорил, что литература призвана к сохранению человека. А что призвана сохранить в человеке детская литература?

— Мне кажется, в литературе для детей понятия добра и зла должны быть более контрастными и четкими, чем где бы то ни было. Взрослое сознание умеет защищаться от искушений — детское еще лишено критического отношения к миру. Дети очень беззащитны, поэтому на авторах, пишущих для юного читателя, лежит большая ответственность за слово. Сегодня есть талантливые произведения, написанные интересными, думающим людьми, но при этом приносящие больше вреда, чем пользы. Например, юмористические рассказы из жизни школы, изобилующие черным юмором, о том, как дети учителям устраивают всякие каверзы, другие подобные вещи. Наверное, нужно во всем знать меру. Дети ведь тоже чувствуют, когда взрослые с ними чересчур заигрывают, пытаются быть «своими в доску» и переходят ту грань, которая должна лежать между взрослым и ребенком. Здесь сразу начинается тонкая ложь.

— Ольга Петровна, вы наверняка интересуетесь, что сейчас читают дети…

— Дети всегда читают то, что им интересно: приключения, сказки, фэнтези… То, что будит их фантазию и помогает расширить взгляды на мир, на самих себя в этом мире. Но какой-то универсальной книги на этот счет не существует. О Библии я сейчас не говорю — до нее ребенку нужно дорасти.

В семьях, где родители воцерковлены, внимательнее следят за кругом чтения детей. Журнала про человека-паука или про маленьких колдуний здесь не найдешь. Другими словами, многое зависит от родителей — что взрослые рассказывают детям, что читают на ночь. Очень жаль, что в современной спешке у взрослых так мало времени остается на ребенка…

— А в чем, на ваш взгляд, заключается популярность «Гарри Поттера»?

— Каждый ребенок, с одной стороны, всемогущ, а с другой стороны, слаб, беззащитен. И каждому ребенку (я вспоминаю себя в детстве) хочется быть сильным, хочется побеждать своих врагов, которых так много, преодолевать обстоятельства, с которыми трудно справиться. И «Гарри Поттер» дает ответ — пожалуйста, ты можешь быть сильным, неважно, что ты очкарик и у тебя нет папы с мамой. При этом дело все не только в колдовстве, но еще и в человеческих качествах героев. Но мне немного обидно, что дети мало знают о том, что есть и другие чудеса на свете, без волшебной палочки — чудеса веры. Наверное, поэтому мне нравится об этом рассказывать в разных жанрах. Сначала я по-детски чему-то удивляюсь сама — и сразу хочется, чтобы об этом узнал кто-то еще…

— Сейчас мои друзья, у которых растут дети, не всегда знают, что давать им читать. Понятно, что сначала Чуковского, Маршака — а потом, когда они станут взрослее? Что бы вы могли посоветовать в этом случае как человек, имеющий непосредственное отношение к детской литературе?

— Лично я в подростковом возрасте любила книги о войне, которые заставляли сопереживать героям. Девочка или мальчик там искали родителей, пионеры-герои жертвовали собой. Наверное, современным детям нужны книги, которые научат их сопереживать, сочувствовать другому, чужой беде. Это основа. Очень любила биографии великих людей, но написанные специально для детей, в адаптированном варианте, хорошие исторические книги.

К сожалению, я не читала в детстве «Хроники Нарнии» Льюиса, а она бы мне очень понравилась. Понравился бы мне и «Хоббит» — я очень люблю Толкиена. Даже не роман «Властелин колец», а именно небольшую повесть «Хоббит: Туда и Обратно» — обожаю эту книгу. Это сказка, очень умная и добрая, основанная на английском фольклоре и мифологии.

Очень любила я в детстве Артура Конан Дойля. Думаю, это хорошее чтение — рассказы о Шерлоке Холмсе учат мыслить и переживать. Сегодня дети мало читают, потому что в книгах мало захватывающего, интересного. Мое детство прошло в чтении взахлеб, с фонариком, в каких-то укромных уголках. У нас книги отнимали, а мы все равно пытались читать — ночью или за едой. Каждая хорошая книга дает толчок для развития воображения, логического мышления, чувств. Без чтения личность не может развиваться полноценно, мне кажется.

— Ольга Петровна, а что вы можете сказать о современной детской периодике?

— Я знаю, что сейчас возобновились журналы «Мурзилка», «Костер», «Веселые картинки», и в них есть много интересного, познавательного. Но появилась и другая тенденция. Недавно открыла «Ровесник» — он очень похож на журнал мод, только для маленьких девочек. Там учат, как красить ногти, как дружить с мальчиками, как познакомиться, как писать любовные записки. Пустота и дешевый гламур.

— А как вы думаете, есть ли сейчас потребность в такой газете, как «Пионерская правда»? Понятно, что она будет не печатным СМИ пионерии, а чем-то другим…

— Я вижу это издание как детское патриотическое в лучшем значении этого слова. Необходимо рассказывать современным детям реальные случаи о сверстниках, которые сделали что-то героическое, что-то хорошее. Кто-то, например, кровь сдает донорскую, кто-то что-то изобретает, кто-то кого-то спас. Такая «Пионерская правда» очень нужна.

— Ольга Петровна, а расскажите о своем творчестве подробнее. Когда вы стали писать? И почему именно для детей?

Детская литература— Писать мне хотелось с детства. Однако обстоятельства долгое время мешали заняться писательским трудом серьезно. Посвободнее стало уже ближе к моим сорока годам — и это хорошо. Я вспоминаю тот хаос, который царил у меня в голове до этого и с ужасом думаю, что было бы, если бы все это было написано и издано…

Когда именно у меня появились книги, адресованные детям?.. Я очень люблю своих детей — двоих сыновей, но они выросли в совершенно другое время. Как раз в 90-е годы они были детьми, воспитывались на «Хоббите», на фэнтези. Мы были нецерковной семьей, я к вере пришла достаточно поздно. Сыновья мой выбор уважают, но сами пока достаточно далеки от Церкви. И меня не оставляет жгучее чувство вины, что я не сделала для них чего-то очень-очень важного, того, может быть, для чего и родилась. Мне кажется, Господь будет спрашивать, не за творческие успехи, а любой матери задаст вопрос: «А где дети твои?». Порой я думаю: если бы моим ребятам что-то из того, что я пишу сейчас, попалось бы в свое время, мировоззрение их могло быть иным. А самая главная встреча в жизни — встреча с Богом произошла бы гораздо раньше, и мне было бы за них спокойнее.

Не знаю, стоит ли об этом говорить, но я считаю себя человеком… мало знающим. Когда я училась в университете, все время пыталась бросить учебу, до всего хотелось дойти своим умом — столько было во мне гордыни! А теперь приходится потихоньку учиться — то одному, то другому, многое наверстывать.

Самая большая и любимая моя на сегодняшний день книга — это роман «Эсфирь». Ее создание совпало с моим воцерковлением — начала писать, будучи человеком верующим, но далеким от храма. И писала-то исторический роман, для этого многое изучала, конечно же, стала читать Библию. И со мной произошло нечто удивительное — чем больше я писала, тем больше во мне что-то менялось, я словно попала в пространство, в котором Бог реально действует. Оказалось, что «Эсфирь» — это не просто погружение в историю, а время духовных открытий, перевод стрелок на другие пути.

Когда роман был окончен, я была уже другим человеком. Он меня изменил. Примерно в этот период меня позвали работать в газету «Малиновый родник», началось общение с воцерковленными, интересными людьми. И началась другая жизнь — жизнь в Церкви, которая продолжается и до сих пор.

Наталья Волкова

Источник: www.eparhia-saratov.ru

СПРАВКА: Ольга Петровна Клюкина — писатель и журналист, член Союза журналистов России с 1989 года. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, много работала в газетах Саратова, освещая вопросы культуры и искусства и детские проблемы. В настоящее время живет и работает в Москве. 
Избранная библиография: «Эсфирь», «Братская победа», «Верный страж Мардохей», «Никита Мизинчик и его чудесный клад», «Огненный меч Гедеона», «Огоньки в пустыне», «Пророк Иона: одинокий воин», «Однажды: 100 христианских притч для чтения и размышления».