1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Плоды добрые

Печать

Written by Записала Наталья Горенок

Чтение, наряду с богослужением,— это и есть та важнейшая школа, в которой мы получаем знание основ подлинно христианской жизни. Но для того, чтобы выбрать правильное направление (как в определении книг для чтения, так и в духовной жизни в целом — эти направления тесно взаимосвязаны!), верующему человеку, особенно новоначальному, крайне необходим совет: что читать, как ориентироваться в море издаваемой литературы? Свои рекомендации читателям "Воцерковление.ru" дает настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" игумен Нектарий (Морозов).

Книги насущные

Православная литератураЧеловек, приходящий в храм, часто не может понять церковную жизнь, таинства Церкви, вникнуть в смысл богослужения. Попробуем представить себе идеальную ситуацию: для того, чтобы получить ответы на все свои вопросы, необходимо иметь возможность в течение всего дня эти вопросы задавать, а для этого, пожалуй, человеку пришлось бы "поселиться" в храме и круглосуточно общаться со священником.

И все же ликвидировать "белые пятна" в наших познаниях — возможно, и универсальное средство для этого всегда рядом с нами — это книги. Как в обычной мирской жизни посредством самообразования человек может добиться очень многого, точно так же посредством самообразования духовного можно "наверстать упущенное" за годы жизни, проведенные вне Церкви. Однако важно не только иметь усердие к чтению, но и знать, какая литература соответствует определенному "духовному возрасту", духовному состоянию человека.

Литературу для чтения можно весьма условно разделить на три группы: это книги познавательные, учебные; книги, которые расширяют кругозор верующего человека, и книги, которые, собственно, воспитывают человеческую душу. К первой группе относятся различные учебные пособия, книги по богословию и истории Церкви, толкования на Священное Писание; ко второй — жития святых, воспоминания о людях, оставивших свой след в истории Православия. И третья, важнейшая группа — это творения святых отцов и подвижников Церкви, их аскетические наставления.

Иногда человеку бывает достаточно трудно разобраться, что конкретно следует читать именно ему. Книга сложная, непонятная может отпугнуть, угасить ревность к чтению и духовной жизни. Поэтому очень хорошо, когда есть возможность подойти к священнику, у которого человек регулярно исповедуется, и попросить его совета.

Однако есть книги, знакомство с которыми необходимо каждому православному христианину. Всем, кто только входит в жизнь Церкви, можно порекомендовать "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского и "Пространный христианский катехизис" святителя Филарета (Дроздова). Познакомиться с церковной историей помогут книги таких авторов, как Н.Д. Тальберг и П.В. Знаменский. "Исторический путь Православия" протопресвитера Александра Шмемана — это достаточно беглый, но очень живой экскурс в историю Православной Церкви.

"Азбука" духовной жизни для нас — это письма подвижников, осуществлявших свое служение в ХХ веке, и ныне живущих. По своему смыслу, языку, образам, приводимым фактам, доступности они обращены к нашему современнику и в то же время являют дивное созвучие с творениями святых отцов всех веков христианства. В первую очередь необходимо назвать публикации писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина), духовника Псково-Печерского монастыря. Они, пожалуй, способны дать самое верное представление о духовной и церковной жизни, настроить человека на прохождение пути спасения. Из отечественных подвижников, еще не прославленных Церковью, хотелось бы упомянуть игумена Никона (Воробьева; 1894-1963), автора замечательных "Писем", вышедших под общим заглавием "Нам оставлено покаяние". Также — схиигумена Иоанна (Алексеева; 1873-1958), валаамского старца, окончившего свой жизненный путь в вынужденной эмиграции, на Новом Валааме в Финляндии. После него тоже остались многочисленные письма к духовным чадам, дышащие святой любовью к ним и ко всякой ищущей спасения душе.

Очень отрадно, что за последнее время появилось большое количество переводов с сербского и греческого языка: они знакомят нас с жизнью замечательных православных подвижников, которые всего несколько десятилетий назад были неизвестны в России. Это и книги святителя Николая Сербского, книги о замечательных греческих старцах Порфирии, Ефреме Катунакском. Нельзя не сказать и о духовном наследии недавно почившего святогорского старца схимонаха Паисия (Эзнепидиса; 1924-1993). Его поучения отличает чрезвычайная простота и в то же время — глубина, единство по духу с наставлениями преподобных отцов древности. От прочтения его книг остается чувство, как от разговора с живым, очень неравнодушным, небезразличным к нам человеком, искренне желающим нам помочь.

Освоив эту "азбуку", можно начать знакомство с такими творениями святых отцов, как "Невидимая брань" преподобного Никодима Святогорца, "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника, "Душеполезные поучения" аввы Дорофея. Считается, что эти книги написаны для монашествующих, однако они пригодятся каждому человеку, желающему следовать за Христом, потому что, хотя монастырская жизнь имеет свои особенности, основы духовной жизни едины для всех. Искренний и старательный читатель сможет применить все то, о чем он узнал, и в мирской жизни.

В "обязательный" список чтения ревнующего о своем спасении христианина должны быть включены творения святителя Феофана, Затворника Вышенского, в первую очередь его письма, и книги святителя Игнатия (Брянчанинова), в особенности два первых тома "Аскетических опытов".

Для того чтобы получить представление о жизни Церкви и верующих людей в еще сравнительно недавнее время — в начале, середине XX века, очень хорошо познакомиться с воспоминаниями митрополита Вениамина (Федченкова), который возглавлял Саратовскую кафедру с 1955 по 1958 год. Без сомнения можно предлагать человеку, только приходящему в Церковь, "Записи" священника Александра Ельчанинова и "Диалоги" протоиерея Валентина Свенцицкого.

У книжной полки

Кажется, за последние десять-пятнадцать лет в России выпущено столько наименований книг, сколько не издавалось даже за весь предреволюционный период. Но среди этих книг, к сожалению, встречаются издания весьма разного достоинства.

Издаются книги, которые написаны "на грани": на стыке православного мировоззрения и вещей, с этим мировоззрением несовместимых. Появляются новые жанры: "православное" фэнтези и даже "православные" боевики и детективы. Можно понять желание людей, лишь недавно пришедших в Церковь, сохранить в своей новой, церковной жизни что-то из своей жизни прежней, "воцерковить" свои чисто мирские пристрастия, однако не стоит ограничивать свой круг чтения подобными книгами: существует опасность незаметно вернуться к "исходной точке", угасить в себе дух ревности к духовной жизни, снова стать "формальным" христианином.

Следует обратить внимание и на то, что сегодня массовыми тиражами издаются книги, которые не выдерживают никакого критического разбора, к примеру — всевозможные безымянные брошюры с пугающими предсказаниями и пророчествами. Попытка анализа подобных изданий была проведена диаконом Андреем Кураевым в его работе "Оккультизм в Православии". Может быть, она местами резка, но проблема в ней поставлена верно.

Обычно пользуются популярностью книги под рубрикой "Православные чудеса в XX веке": подбираются необычные, привлекающие внимание факты, при этом издатели даже не задаются вопросом, правда ли все то, что написано. Если книга содержит в себе только лишь рассказ о чудесах и ничего не говорит о нравственной жизни подвижника, о том, как он достиг этой меры святости, чем угодил Богу, такое чтение не будет душеполезным, потому что мы можем удивляться чудесам, но подражать им — нет. Такие книги не научат подлинно христианской жизни: они ведут к мечтательности, экзальтации или, наоборот, унынию.

Не всегда следует доверять повествованиям о подвижниках благочестия: далеко не все из тех, кого авторы считают таковыми, являются подвижниками действительными. Случается, что публикуются воспоминания о людях достойных, но написанные так, что в книгах этих очень многое противоречит и нравственному, и догматическому учению, и истории Церкви. В частности, пользуются неоправданно большим спросом книги об иеросхимонахе Сампсоне (Сиверсе), несмотря на то, что уже достоверно известно: многое из того, что этот человек рассказывал о себе — вымысел. Так, например, определенно, что старец Сампсон вовсе не являлся графом Сиверсом, между тем продолжают выходить книги, где он сам себя так называет.

Но самое главное — в книгах о старце Сампсоне совершенно искажено правильное представление о взаимоотношениях пастыря и пасомых, о правильном духовническом руководстве, основанном на многовековых традициях Православной Церкви. Методы "старца", которые там описываются, кажутся уместными скорее в секте, нежели в лоне Православия.

Еще один критерий, по которому можно определить, что книга духовно опасна — это перенасыщенность "чудесами" и материализация различных духовных явлений. Например, у того же старца Сампсона есть рассказ о том, как на его глазах преподобный Серафим Вырицкий поймал беса в стакан и поставил его на стол, чтобы посмотреть.

Начиная свое знакомство с Церковью с таких книг, люди, еще духовно непросвещенные, не имеющие опыта духовной жизни, получают изначально искаженное представление о ней, которое потом, с течением времени, очень трудно бывает как-то изжить и заменить на правильное. Вот почему, прежде чем пускаться в более-менее самостоятельное плавание по волнам книжного моря, необходимо все же познакомиться с творениями отцов Церкви. Человек, который прочитал святителя Игнатия, особенно его главы о прелести (прельщении), понял, что это за явление, сможет и распознать его в жизни и литературе. Например, встретившись с рассказом о "подвижнице", которой ежедневно являлась Божия Матерь, причем приезжая к ней на велосипеде (таково содержание реальной брошюры о некой старице), он поймет, что та находилась, как это принято говорить, "в большой ошибке". Бывает, впрочем, и так, что о людях действительно святой жизни пишут с нездоровой экзальтацией, и тогда литературные "свидетельства" имеют очень мало общего с реальностью и также способны принести немало вреда.

Какие книги читать не следует? Первое, что должно насторожить читателя — отсутствие Архипастырского благословения (Патриарха или Правящего Архиерея) на издание. Не следует брать книг, которые содержат в себе "пророчества", проявления истерии, связанной с непринятием новых паспортов, ИНН, в которых высказываются недопустимые для православных верующих людей обвинения в отношении священноначалия, фактически — призывы к расколу.

Вообще есть универсальный критерий оценки всякого духовного делания, к которому без сомнения можно отнести и чтение духовной литературы. Он обозначен в Евангелии — главной богодухновенной Книге, ведущей нас к нашему спасению: "по плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16). О различении добрых плодов говорит нам и апостол: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22). Все это с радостью и надеждой мы обретаем в печатных наставлениях истинных и искренних сынов Церкви, которые следовали ее учению.

Записала Наталья Горенок