1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

В день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Печать

Written by Архимандрит Рафаил (Карелин)

(о проповеди Христа на берегах Галилейского озера и об Апостоле Любви)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой апостол и евангелист Иоанн БогословБратия и сестры! В Евангельском повествовании, которое слышали мы сегодня, рассказывается о проповеди Иисуса Христа на берегах Галилейского озера. Галилейское озеро, или Тивериадское море, – одно из красивейших мест в Палестине, а, может быть, и во всем мире. Сжатое крутыми берегами, оно похоже на хрустальную чашу. Его прозрачные воды, в которых отражается небо, подобны синему топазу в изумрудной оправе прибрежных лесов и цветов. С севера в Галилейское море впадает священная река Иордан. Ее бурные струи, как серебряное лезвие, глубоко вонзаются в спокойные волны озера. К югу Иордан, вытекая из Тивериадского моря, устремляется к Мертвому морю. Он то вздымается ввысь между скал, сдавливающих его будто каменными объятиями, то широко растекается по долинам, то с шумом низвергается с порогов. И тысячи алмазных капель в лучах солнца радугой, как короной, окружают его.

Иордан впадает в Мертвое море, где нет жизни. Как похоже это море на душу нераскаявшегося грешника! Благодать Божия призывает его, но он остается глух и мертв. Господь проповедовал на берегу Галилейского моря. Народ окружал Его, теснился вокруг Него. Одних привлекала, пленяла небесная сладость слов, исходящих из уст Иисуса; другие жаждали исцеления, хотели хотя бы прикоснуться к краю Его одеяний. Иные, скорбящие, с разбитым сердцем, желали, чтобы Господь взглянул на них Своим лучезарным взглядом, и под теплом Его глаз исцелились бы кровоточащие раны их сердец.

Иные видели в Иисусе Христе Спасителя мира. Это были самые счастливые люди, которые, узнав в Нем Мессию, Сына Божиего, пришедшего на землю, как бы безмолвно, сердцами своими, кричали: «Осанна!» – забыв обо всем: о своих болезнях, скорбях, обо всем мире.

Братия и сестры! Господь сказал о Духе Святом, что никто не знает, когда Он приходит, и никто не знает, как Он уходит (Ин. 3, 8). Но если сердце человека почувствует благодать, то ему откроется, что нет радости сильнее и светлее в мире; за несколько таких мгновений человек мог бы отдать всю свою жизнь.

Господь сел в лодку и оттуда проповедовал народу, столпившемуся у берега. Затем Он сказал, чтобы Петр бросил невод в море, и невод наполнился рыбами (Лк. 5, 4).

Челн, ладья, на которой стоял Христос, символически изображает Церковь Божию, а море – нашу жизнь. Море то спокойно, как бы ласково, то вдруг темнеет небо, затягивается свинцовыми тучами, и море покрывается волнами, которые несутся как всадники, готовые все разрушить на своем пути. Когда мы в Церкви, то невидимо рядом с нами – Христос Спаситель. Как бы ни были страшны бури, как бы ни вздымались высоко, словно горы, валы, как бы ни бушевали волны, будто пробужденные дикие звери, но этому кораблю не страшны ни грозы, ни молнии, рассекающие небо, ни гром, который, кажется, потрясает и самые горы, потому что в этом корабле Тот, Кто создал Небо и Землю.

В церковной символике рыбы означают христиан. Как рыба может жить только в воде, так христианин получает вечную жизнь только в Таинстве Крещения, так он живет в благодати Божией. В древности рыба была условным знаком для христиан во времена гонений. Если один человек при встрече с другим концом посоха рисовал на земле рыбу, то тот узнавал в нем своего брата по вере, – христианина.

Надо сказать, что греческое слово «рыба» состоит из первых букв слов (йчшхи – греч.): «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Якорь корабля в церковной символике означает надежду. Некоторые спрашивают, почему на куполах Церкви крест иногда изображается как бы в полумесяце. В древние времена крест изображали на якоре, как на подножии, потому что вера в Бога – это единственное утверждение, единственный мир, непоколебимая надежда нашей души. А во-вторых, луна означает символически Церковь. Как луна отражает свет от солнца, так Церковь получает духовный свет, духовные силы, благодать от Христа Спасителя.

Несколько отвлекаясь, братия и сестры, я хочу ответить на ваш вопрос: «Почему на кресте изображена косая перекладина, а под подножием креста – человеческий череп?» Нижний конец перекладины символически знаменует путь Христа после смерти по человечеству в ад, где Он проповедовал Евангелие душам умерших, а конец ее, устремленный вверх, означает путь от ада к раю, который был открыт смертью и Воскресением Христа Спасителя.

Череп означает голову Адама. Есть предание, что перед потопом Ной взял как великую святыню голову своего праотца в ковчег, а потом благословил ею старшего сына – Сима. И когда Сим основал Иерусалим, то около Иерусалима он в каменном окладе положил голову Адама. Сам Иерусалим означает «мир Божий», то есть то место, где человечество должно примириться с Богом, место распятия Христа Спасителя. И, по древнему преданию, Христос был распят над тем местом, где находилась глава Адама, и кровь, истекавшая из Его пречистых ран, через расщелину в земле просочилась глубоко в скалу и обагрила череп Адама. Это означало, что грехи человечества смыты кровью Христа Спасителя. Вот, братия и сестры, символика Креста. Невод означает апостольскую проповедь. Апостолы трудились всю ночь и не могли поймать ничего. Вот значит, что когда человек предоставлен своим собственным силам, он не может проповедовать слово Божие. Только лишь благодать и мощь Духа Святого может совершить эту великую миссию – помочь духовному просвещению народа.

Мы все в своей жизни, все верующие, пытаемся обратить к Господу наших друзей, наших близких. Но как часто такие попытки бывают неудачны! Наше слово оказывается немощным и бессильным. Оно скорее отталкивает и раздражает человека, чем привлекает его к вере. Чем это объяснить? Тем, что слово наше не напоено любовью. Для того, чтобы говорить с человеком о вере, нужно прежде всего помолиться Богу о спасении этого человека. Затем, братия и сестры, никогда не нужно надеяться на наши, человеческие силы. Нужно сказать: «Господи! Ты Сам живи во мне, Сам говори через меня, Сам твори и совершай спасение!»

Затем мы должны проверить свою душу, мирна ли она. Если мы раздражены, то наше слово будет нести в себе лишь отраву и яд гнева. Затем мы должны решить – любим ли мы этого человека. Если в нашем сердце нет к человеку любви, то его сердце будет закрыто для нас. Один богослов сказал, что только через любовь сердце сливается с сердцем.

Затем мы должны приготовить себя к тому, чтобы не огорчиться, не озлобиться, если не будем выслушаны. Ведь Господь проповедовал всем, а сколько людей не слушало Его? Сколько людей ответило ненавистью, насмешками и страшной злобой? Поэтому когда вы решаетесь говорить о вере, то приготовьте сердце свое к скорбям и искушениям. Притом не сами только говорите, но больше старайтесь выслушать и понять другого человека, понять его нужды, помочь ему, понять его скорбь, утешить его. Может быть, он не слушает нас, потому что сердце его в горести превратилось в камень. А под вашей любовью оно растает, как лед. Затем, человека нужно наставлять не только словом, но и своей собственной жизнью показать пример, иначе речь наша будет лжива и фальшива.

Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – Апостола Любви. Он написал Евангелие, три соборных послания и книгу, называемую «Откровение», или «Апокалипсис».

Св. Василий Великий так сказал об этой книге: «Сколько в ней слов, столько и тайн!»

Но и вообще все, что написал Иоанн Богослов, имеет высокий таинственный смысл. Например, в одном из посланий своих он пишет: Старец – избранной госпоже... Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2 Ин. 1, 1, 4). Что значат эти слова? Ведь он пишет не какому-то единственному лицу, послание называется соборным. Старец – это он, апостол. По-гречески старец – пресвитер. Избранная Госпожа – это Церковь, которую Господь избрал из всех народов мира. Дети ее – христиане, «ходят в истине» – значит, исповедуют истинную веру и жизнь их согласна с Евангельским учением. Но наша жизнь, братия и сестры, почти никогда не согласуется с Евангелием. В том-то и страшная тайна, что когда мы не ходим в истине, мы перестаем быть сынами Церкви, тогда мы духовно, мистически чужды ей, хотя бы мы молились и пребывали в храмах.

В другом месте Иоанн Богослов говорит: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца (1 Ин. 2, 12–13).

Что значат эти слова? Здесь говорится о различном духовном возрасте христиан. Дети – те, кто только что принял крещение; они получили прощение всех своих и прародительских грехов. Отроки – это те, кто только вступил на путь христианской жизни и ходит в благодати Божией. Они познали Бога как милостивого Отца. Поэтому духовный путь у нас всегда радостен и легок сначала. Но затем Апостол пишет о юношах, которые победили лукавого. За периодом отрочества – следующий духовный возраст, когда мы должны бороться со злом, грехом и со своими страстями, когда мы должны идти дорогой подвига. Нередко некоторые недоумевают: «Я имел вначале благодать, а потом как будто потерял ее!» Что это значит? Значит, что он перешел в другой духовный возраст.

Отрок был не способен к борьбе, и благодать явственно хранила его, как мать своего ребенка, а теперь настала юность, и человек должен показать себя воином Христа Спасителя: благодать с ним, но как бы сокрыта от него. Здесь же Апостол говорит об отцах, которые познали Сущего от начала. Это о тех преуспевающих христианах, о той степени святости, когда христианин становится уже наставником и отцом, он познал от века Сущего, то есть благодать Божия просвещает ум и сердце его и дает ему дары мудрости, любви и духовного познания.

Братия и сестры! Евангелие Иоанна Богослова, в отличие от первых трех Евангелий, названо «духовным Евангелием». В нем Апостол открыл нам великую тайну, что Бог есть – Любовь! Сам в своей жизни он свидетельствовал об этом.

В Житии Иоанна Богослова рассказывается, как во время проповеди он обратил внимание на одного юношу, прекрасного лицом и душою, который не отходил от него как самый преданный ему ученик. Отправляясь для проповеди в другое место, Апостол передал этого юношу епископу города, а когда возвратился, то спросил у него: «Где сокровище, которое я передал тебе?» Епископ, не поняв вопроса, сказал, что никакого сокровища для хранения он не получал. Иоанн назвал имя юноши. Епископ с грустью сказал: «Он умер. Умер душой. Он стал разбойником!»

Оказалось, что юноша стал атаманом разбойников и наводил ужас на окрестных жителей. Тогда Иоанн отправился в то место, где находились разбойники. Они схватили Апостола, привели к его бывшему ученику, который стоял с ножом в руках. Увидев своего наставника, он бросил нож. В нем проснулась совесть, он не мог смотреть в глаза старцу и бросился бежать. Иоанн поспешил за ним со словами: «Сын мой, зачем ты мучаешь своего отца! Остановись, покайся, я умолю Бога о прощении всех грехов твоих!» Юноша пал Апостолу в ноги и с той поры стал христианином-подвижником.

Братия и сестры! В конце своей жизни Иоанн Богослов был так слаб, что его носили в храм на руках. И здесь он уже не мог проповедовать людям как прежде Евангельское учение, а только лишь повторял: «Детки! Любите друг друга!» Его спрашивали: «Почему ты повторяешь одни и те же слова?» И он отвечал: «Потому что в этой заповеди заключено Евангелие. Кто исполнит ее, тот будет спасен!»

Аминь.

Архимандрит Рафаил (Карелин)