1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Хорошо быть с Богом

Печать

Written by Подготовила Елена Сапаева

письма протоиерея Павла Чазова к духовным чадам

ПисьмаВремя советских гонений на Церковь все дальше уходит в прошлое. Одно из самых ценных свидетельств, которое оставило оно нам,— стопки писем, повествующих о судьбе священников и их духовных чад, о том, как боролись со страстями, приобретали опыт молитвы, преодолевали искушения те, кому выпало жить и веровать в «железном» ХХ веке. В этих листках бумаги заключена иногда жизнь целой общины; разбросанных по стране людей, у которых не было порой ни духовных книг, ни возможности лично видеть друг друга, ни радости часто бывать на церковных праздниках — не было почти ничего, кроме неотнятой возможности писать и делиться духовным. Возможно, поэтому слова таких посланий всегда «сконцентрированы» и несут в себе особенный, явственный импульс деятельной веры. Притягивают они и своей безыскусностью; ведь люди, принадлежавшие в ту пору к «малому стаду», и не подозревали, что когда-то их сказанные друг другу слова утешения и назидания станут «документами из частных архивов» и будут опубликованы на страницах книг.

Один из таких эпистолярных сборников — «Письма протоиерея Павла Чазова о молитве и духовной жизни» (Й-Ола, 2011) — был издан несколько месяцев назад Йошкар-Олинской епархией. Отец Павел Чазов — неприметный в земной жизни и во многом не известный еще подвижник — был приходским священником и служил (в 60–80 гг. минувшего века) в Свердловской области, Марийской АССР, Татарской АССР. Переезжая с места на место, он не оставлял любовью и вниманием своих духовных чад. Переняв от уральских старцев — иеромонаха Константина (Шипунова) и иеромонаха Игнатия (Кевролетина) навык «умного делания» и познав яко благ Господь (Пс. 33, 9), батюшка стремился провести по этому пути и своих пасомых.

В «Письмах» протоиерея Павла поражает, прежде всего, то, что можно было бы назвать «открытостью духовной высоте». Он не делал «скидки на эпоху», не стремился приучить своих «словесных овец» к какому-то особому существованию в безбожном мире, сосредотачивая все свое внимание на жизни внутренней, миру неподвластной. Читая эти пастырские строки отстраненно, без внимания к датам, можно подумать, что они относятся к эпохе расцвета православия, а не ко времени, когда и Библию, не говоря уж о богословских книгах, можно было разве что переписать, но не достать или купить. В особенности были близки отцу Павлу наставления великих исихастов — святителя Григория Паламы, преподобных Симеона Нового Богослова и Силуана Афонского — и он советовал своим чадам по возможности читать их. Из письма в письмо подвижник повторяет слова о радости, невыразимой теплоте общения с Господом, в различных контекстах и с различными оттенками выражая пережитый личный опыт, являвший сладость и утешение для его сердца.

Вместе с тем — как и всегда в посланиях пастырей — мы находим здесь советы по поводу частных вопросов, повседневных проблем. Отец Павел отошел ко Господу в преклонном возрасте, в 1997 году, и последние письма написаны в совсем недалекое от нас время. Фрагменты этой многолетней переписки мы и предлагаем вашему вниманию.

* * *

Благословение Божие и милость Его да будет над Вами, Анна, и над Вашим семейством! Ваше письмо получил, на которое и отвечаю. Ваше основное правило — это Иисусова молитва, по возможности непрестанная, внимательная, этого вполне довольно для Вас. Утреннее и вечернее правило можете избрать по Вашему желанию: или утренние и вечерние молитвы, или три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя». Поклоны можете оставить. Когда же будет желание делать поклоны, делайте по Вашему усмотрению. Самое главное — творить молитву или по чувству любви, благодарности, благоговения или же чувству сокрушенного покаяния, в чувствах своей греховности, недостоинства, немощи, самоосуждения. Любовь и смирение — основные добродетели и чувства, по которым нужно молиться и поступать во всей своей жизни. Иисусова молитва и жизнь по Евангелию — это основное наше правило поведения. Сколько раз падаете во грех, столько раз восставайте через покаяние и не погибнете. Господь Вас укрепит в свое время. Сочувствую Вам в том, что Вам трудно, но знайте, что трудность дана Вам по Вашим силам. За все благодарите Бога и с дочерней любовию предавайтесь в Его святую волю и спасетесь. искушения у каждого из нас будут до смерти, потому что мы живем среди зла. Любите свою семью, работу и все и смиряйтесь, и милость Божия всегда будет с Вами.

Мое здоровье, слава Богу, пока ничего, живем пока без изменений. Поклон Вам от меня, Шуры и Евгения, просим Ваших св[ятых] молитв. Будьте здоровы и хранимы Богом и молитвами Пресвятой Богородицы. Когда будет нужда — пишите.

i. П.

16/3-65 г.

* * *

Мир вам и Божие благословение, дорогие мои М.Г., А., Л. и Т. Посылаю вам горячий сердечный привет с пожеланием всего только хорошего.

Дорогая Аннушка, отвечаю на твое письмо. Когда человек находится вне сердца, внимание не пребывает в сердце, то он живет плотской жизнью, в страстях, и не может не грешить. Мир держит его в своих оковах, и демоны имеют над ним свое пагубное влияние. Так и ты не можешь еще полностью сосредоточиться, по немощи, стоять умом в сердце с Богом. От этого все расстройства, искушения, согрешения, немощи. Но понуждай, сколько есть сил, быть внутри сердца в памяти Божией, и Господь поможет и утвердит ум внутри сердца, где он будет неисходно пребывать. От этого человек начинает жить духовной жизнью, естественно делается добродетельным, духовно сильным и умирает для мира. Внешнее мало уже на него действует, он весь пребывает в области духа, весь пребывает во внутреннем храме, царствует над страстьми и грехами. Предстоит пред Богом как священник, принося непрестанную службу молитвы, любви, смирения, благодарности, славословия и покаяния. Там, в области духа,— радость, любовь, сладость духовная, мир и глубокий покой в Боге. Нас, грешных и недостойных, Господь принял, приблизил к Себе. Сколько раз мы падали, и Он, добрый, благий, подымал нас; умирали во грехе, и Он оживлял нас благодатию Своею. Сколько раз погружались в пучину суеты, жизни плотской, и Он десницею крепкою исторгал нас. Как не любить столь доброго, многомилостивого Отца Небесного? Он весь сладость, весь радость, Он наше блаженство. Мы только Им и живем. Как не благодарить за столь великие, бесчисленные милости и дары, которыми мы, недостойные, пользуемся? Господи, даруй нам всем сердцем любить тебя, всею душею служить Тебе добродетельной жизнью. Господи, даруй нам, немощным, всеми делами прославлять Тебя. Всегда буди в нас, и мы в Тебе, Боже наш!

Посылаю вам благословение Божие.

С любовью, i. П.

* * *

ПисьмаМир вам и Божие благословение, дорогие и любимые мои во Христе Михаил Г., Аннушка, Людмилка и Тамарочка! Хотел написать вам письмо, ибо жалеет вас Господь и мое сердце понуждает написать вам слово любви и утешения. Сегодня получил ваше драгоценное письмецо и немедля пишу ответ.

Господь знает все, дорогая Аннушка, и подвергает тебя жестокой операции, чтобы извлечь из тебя дьявольский яд — гордость. Тяжко и очень болезненно, но иначе не исцелиться. Отовсюду теснота сокрушает и подавляет. Господь поверг тебя в горнило огненных искушений, да переплавит тебя, чтобы ты была новой, иной и любезной Богу. Ныне исполнилось на тебе слово Господне: Кого люблю, того наказую (Ср.: Притч. 3, 12). Трудно, будучи в скорбях, радоваться, но ты радуйся и, паки реку, радуйся. Ты скажешь, о чем же радоваться? О том, что Сам Господь смиряет тебя, чтобы впоследствии даровать благодать Свою. Что же от тебя требуется? Благодари, затем, по любви к Нему, смиряй себя. Держи в памяти, что Господь в сердце и прямо Ему молись, примерно в таком духе: «Господи! как Ты безмерно любишь меня, слава Тебе, и я, неблагодарная, так много оскорбляю Тебя бесчисленными грехами. О я окаянная, погубила себя грехами своими и вечно мучиться буду в вечном огне».

При этом старайся иметь сокрушение в молитве о грехах. Смиряй себя во всем примерно так: «О! Как я скверна, не достойна ходить по земле. О земля! Как ты терпишь такое зло, как ты не отверзаешь уст своих и не поглотишь меня в преисподнюю. Господи, я люблю Тебя и не могу жить без Тебя, но я вся грешна, недостойна, вся страстна, вся отвратительна и мерзка. Но Ты, Многомилостивый, Ты весь Любовь, пощади и помилуй мя погибшую. Господи, сжалься!»

Когда ты осознаешь в чувстве сердца, что прежде Страшного Суда осуждена от своих грехов и недостойна никаких милостей Господних, тогда Он отнимет жезл отеческий от тебя, и не будет сокрушать тебя падениями и скорбями, болезнями и искушениями. Вот для чего тебя Господь смиряет. Слава Богу, что Он, Всеблагий, тебя любит.

Итак, любимая Господом, имей в молитве смирение, сокрушение и любовь. Где смирение и сокрушение сердца, туда нисходит от Бога Любовь святая. Она есть благодать Божия, которая веселит, сладко покоит душу. Как она сладостна, ибо она — благоухание небес. Тогда и молитва сладостна, всегда хочется молиться, хочется по любви ко Господу припадать к Нему в сокрушении и глубоком смирении. Тогда молитва постоянна, ибо что может разлучить нас от любви Божией. Итак, сестра, лучше сказать, любезное мое чадо, не бойся писать немощи и не стыдись тем, что ты неисправна, знаю, что такова твоя мера и иначе пока быть не может. Не бойся, я тебя во много раз грешнее и недостойнее, но Бог приемлет меня, окаянного, когда я припадаю к Нему в покаянии и смирении. Так и тебя, родная, покрою Христовою любовию.

Дорогие мои милые детки, Михаил и Аннушка, и Людмилка, любите друг друга, ведь в любви все, вся радость. Храните, жалейте друг друга, ибо это истинное счастье. Я вас люблю, и разве любовь даст мне покой? Нет, она молится всегда за вас. Дорогой Михаил, пожалей себя и нас, не пей, ты сам понимаешь, как много от этого зла. Детки, любите друг друга. О! Если бы я имел возможность, я бы положил за вас душу свою, только бы вам было хорошо. Приезжайте ко мне в гости, я вас жду и приму с любовию. Мне пока нет пути к вам. Пишите, родные мои.

С любовию, i. П.

* * *

Мир вам и Божие благословение. Михаил Г., Аннушка, Людмилка и Тамарочка! Ваше письмо получил, спаси Господи! Пред Богом я исполнил свой долг в отношении Владимира и Людмилы, сделано было по закону, наставлял, вразумлял и молился, с моей стороны все было сделано, что в моих силах. Если вы что делаете не по закону — судья вам Бог. Как раньше говорил, так и сейчас говорю. У нас, христиан, един учитель — Христос. Он учит Своей пресветлой жизнью и Божественными заповедями. Для того мы и молимся, чтобы соединиться со Христом и по силе жить Его пресвятой жизнью. По закону Божиему, если жена и муж венчаны, разошлись и женятся или выйдут замуж вновь, то впадут в грех прелюбодейства. Что я могу сказать — во всем руководствуйтесь Евангелием, если хотите спастись. Я, по заповеди Божией, буду поминать вас в молитвах, ибо Господь [через апостола] сказал: молитесь друг за друга, да исцелеете (Ср.: Иак. 5, 16). Нет нужды, Аннушка, часто писать. Суть не в этом, а в жизни добродетельной. Прежде чем сделать, надо рассудить — делал ли Христос так? Если делал, то и вы сделайте, если же нет, то и не делайте. В этом все. На этом кончаю.

С любовию, i. П.

Привет от мамы и Шуры.

* * *

Мир вам и Божие благословение, дорогие мои Павел, Галина и Танюша! Ваше письмо получил, за которое сердечно благодарю, спаси Господи! Премного вам благодарен за теплую вашу заботу о нашем здоровье и за лекарство, да воздаст вам Господь сторицею.

Молитва внутренняя есть духовный воздух, которым дышит душа. Как без воздуха умирает тело, так и без благодати Божией умирает душа. Она умирает для Бога, для вечной жизни, для любви к Богу и вечного блаженства. Внешняя молитва, телесная, без внимания, умного и сердечного чувства, что тело без души. Вот почему и нужно понуждать себя, сколько есть сил, молиться внимательно, сопротивляясь помыслам суетным и греховным, помня слова Господни: именем Моим бесы ижденут (Мк. 16, 17).

Имя Божие полно силы Божией, оно Божественно и есть всемогущее лекарство, исцеляющее ум от греховных помыслов. Здесь больше действуют вера и смирение, нежели наш труд. Все, что мы творим ради Бога во славу Божию.

Много в пределах письма не напишешь. Все духовное постигается опытом. Мало-помалу, с помощью Божиею и нашими делами совершается спасение души.

Сердечный привет вам от всех наших домочадцев. Всем вам желаем от всей души самого наилучшего.

С любовию, i. П.

* * *

Мир вам и Божие благословение, Зина!

ПисьмаСегодня получил твое письмо, и ты бы знала, сколько радости оно мне принесло, я всей душою радуюсь за вас и благодарю Господа, ибо вижу, что начинает проясняться мгла злобы, и начинает поправляться ваша приходская жизнь. Когда я был у вас, я видел очами души, сколько мне дано было, грозные вихри, предвестники бури, всеобщее колебание и пустоту и скорби ваших сердец. Дорогая Зина, это легло на мою душу тяжким бременем, мне было невыразимо тяжело. Одному Богу это ведомо. И когда мы пели трижды тропарь вмц. Екатерине, вся церковь и мы грешные молились о мире и спасении вашего прихода от всего сердца. Луч чистой радости и утешения озарил мое сердце, оживотворил его любовию, мне казалось, что сама св[ятая] вмц. Екатерина в тот момент была с нами. Вот, ее св[ятыми] молитвами у вас дело пошло к лучшему. Отслужите благодарственный молебен и акафист св[ятой] вмц. Екатерине обязательно. Слава Богу. Слава Богу. Господи, слава Тебе. Св[ятой] Николай — мой особый покровитель, если Господь пошлет меня к вам, то я снова с радостию и любовию пожертвую своим покоем для вас, и хоть сейчас я готов пойти туда, аможе пошлет меня Господь. Да будет Его святая воля. Спаси Господи и помилуй тебя, Зина, за твои добрые советы, листочек и письма и, главное, за чистую, святую любовь, да благословит вас Господь и да сохранит вас от всякого зла. Я пью лекарство от бабушки и соблюдаю диету, мое здоровье резко улучшается, по милости Божией, за ваши молитвы и всех прихожан. Молитесь же, дорогие мои, любимые, милые моему сердцу, и Господь воздвигнет меня от одра болезни и отпустит мои согрешения. Мое сердце и молитва всегда с вами, вы все не тесно вмещаетесь в мое сердце, мне всех вас хочется обогреть моею искренней любовию. Наша жизнь протекает, по милости Божией, тихо, спокойно, в мире и любви. Всем-всем мой сердечный привет и благословение передайте. Поздравляю вас, сестры во Христе, с грядущим Великим праздником Рождества, и да благословит вас Господь и Его Пречистая Матерь.

С любовию, i. Павел, 2/1

Пишите, жду ответ.

Кому найдете нужным, прочитайте это письмо.

* * *

Зина! Один Бог может спасти. Но мы обязаны исполнить заповедь Спасителя — молитесь друг за друга, да исцелеете (Ср.: Иак. 5, 16). А прочее предадим в волю Божию. Если хочешь спастись, нужно исповедью повергнуть все из себя, а дальнейшее Бог устроит, если будем искренни. Простите меня, величайшего грешника, не имущего ни капли смирения. Гордость моя погрузила меня в глубину всех зол, и я нахожусь в великом волнении. Надо мне плакать, и нет слез, о горе мне, нечистому.

Простите. i. П. Как трепещет душа моя.

Подготовила Елена Сапаева