1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

По вере вашей

Печать

Written by Ольга Новикова

Сегодня часто можно увидеть рекламные объявления с предложением совершить паломническую поездку, а заодно искупаться в святом источнике. В Саратовской области тоже есть любимые в народе источники, купание в которых стало доброй традицией.

Елшанка, Вавилов Дол и др.

Вавилов ДолВсегда на Руси было принято обустраивать источники, которые находились при храмах и монастырях. В нашей области немало таких родников. Один находится неподалеку от Свято-Алексиевского женского монастыря в Саратове, два родника есть на приходе Преображенского храма в поселке Соколовый, есть источник при храме во имя Архангела Михаила в селе Михайловка Саратовского района.

Те, кто отправляется в паломничество в Вавилов Дол, знают об источнике во имя святителя Николая Чудотворца. По преданию, этот родник бьет на месте, где некогда был пещерный монастырь, основанный раскаявшимся разбойником Вавилой. Документального подтверждения существования православной обители в местности неподалеку от села Ивантеевка нет, поэтому и относиться к подземной обители следует как к преданию. Но вот что достоверно известно, так это то, что в 20-е годы прошлого столетия здесь, в выкопанных в овраге землянках, селились священники и верующие миряне, не угодные новой советской власти. Многие из них впоследствии были расстреляны, как и тысячи православных людей по всей стране.

В память о них в Вавиловом Доле была установлена часовня для паломников, приезжающих, чтобы помолиться на месте, где совершали свой подвиг исповедники веры. Для паломников и был обустроен источник с купелью.

Еще один родник, пользующийся большой народной любовью, находится в селе Елшанка Воскресенского района. По преданию, он появился по молитвам старца, отличавшегося высокой духовной жизнью. Старец направлялся из Усовки в Елшанку, чтобы исцелить тяжелобольного мальчика, но по пути занемог. На месте, где он совершил свои последние молитвы, забил родник, вода из которого исцелила болящего. А позднее на озере, которое образовалось около источника, была обнаружена большая деревянная икона святой великомученицы Параскевы. Со временем эта икона прославилась как чудотворная. Поклониться ей приходили из разных городов России. До революции образ пребывал в храме во имя Архангела Михаила в Елшанке. Каждый год, на десятую пятницу после Пасхи, духовенство и верующие совершали с ним крестный ход к святому источнику. При этом происходило немало случаев исцеления от разных недугов. В единственный раз, когда икона была оставлена в храме во время крестного хода (она была довольно большой и тяжелой), в селе случился страшный пожар. После этого ее всегда брали в крестный ход.

После революции храм был разрушен, а икона исчезла. Но обычай совершать крестный ход к источнику в селе сохранился – этому не могли помешать ни запреты властей, ни попытки засыпать источник – каждый раз он пробивался вновь. Традиция возобновилась с открытием в селе храма во имя новомучеников и исповедников Российских. На источнике была установлена часовня во имя Параскевы Пятницы, обустроены купели. А елшанский храм приобрел новую святыню – икону великомученицы Параскевы с частицей ее мощей.

Эта святая была очень любима на Руси – в ее честь строилось множество храмов, почти в каждой семье была девочка по имени Прасковья. Не удивительно, что существует так много преданий о чудесном обретении икон святой Параскевы на родниках. Так, это предание можно услышать в селе Лопатино Балашовского района и в селе Старая Жуковка БазарноКарабулакского района, где сейчас ведутся работы по благоустройству источника.

Вера от чуда или чудеса от веры?

Параскевы ПятницыВера в целебную силу источников – часто именно это делает купание в них необыкновенно популярным. Но такое отношение к источникам вполне можно назвать суеверием. Исцеляет, конечно же, не сама «чудодейственная» вода, а Господь по искренней молитве, обращенной к Нему. Так каким же должно быть правильное отношение к святым источникам и купанию в них?

Об этом мы поговорили с настоятелем храма Рождества Христова в селе Старая Жуковка священником Сергием Чернобровкиным.

К истории появления источника святой Параскевы отец Сергий относится со сдержанным интересом – как к легенде, которую нельзя ни доказать, ни опровергнуть:
– По преданию, икону святой Параскевы на источнике нашли пастухи и перенесли ее в храм. Но на следующий день икона вновь оказалась на роднике. Так повторялось несколько раз, – рассказывает отец Сергий. – До революции жители окрестных сел ходили сюда из своих храмов крестным ходом.

После революции храмы были разрушены, крестные ходы запрещены, но источник остался.

Идея обустроить его принадлежит выходцам из села, заново отстроившим храм в Старой Жуковке для своих земляков, – семье Заметалиных. Благодаря их помощи сделан сруб, изготовлена купель.

– Когда все работы будут закончены, будем служить здесь молебны, – рассказывает отец Сергий. – Крестить полным погружением. Будем рады и паломникам! Впрочем, отец Сергий подчеркивает, что купание в источнике не может быть главной целью паломнической поездки: это всего лишь добрая традиция, которой можно следовать, а можно и нет.

– Если после купания что-то меняется в жизни человека, в его душе, конечно, это хорошо, – объясняет отец Сергий. – Если же человек просто искупался и ушел, то для него купание сродни закаливанию, потому что само по себе погружение в воду – даже если это освященный источник – не восполняет пробелы в духовной жизни. Ходить в храм, исповедоваться, причащаться – жить полноценной церковной жизнью – гораздо важнее. И купанием в источниках этого не заменить. Как не заменить внешним порядком беспорядка внутреннего. Если человек привык следить за своим внешним видом, умываться, надевать чистую одежду, то так же он должен следить за чистотой своей души. Навести в ней порядок можно, приступая к церковным Таинствам.

По мнению отца Сергия, если человек живет внимательной духовной жизнью, имеет навык к искренней молитве, участвует в храмовых богослужениях, то и острой необходимости ездить в паломнические поездки у него может и не возникнуть:

– Как говорил святитель Феофан Затворник, твоя келья может быть тебе и Иерусалимом, и Афоном, и Киевом. Если же человек не посещает храм или заходит туда, только чтобы свечку поставить, то купайся он во всех источниках в мире, никакой духовной пользы не получит.

Почему же тогда православные, отправляясь в паломничество, все-таки купаются в источниках?

– Если человек отправляется в паломничество, чтобы молитвенно почтить память того святого, к которому относится с особым благоговением, к примеру, едет в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому, поклоняется его мощам, проходит по местам, где ходил святой, молится там, где он молился, и в том числе купается в источнике, то так возникает особая духовная связь со святым, духовное родство, тогда польза от паломничества будет, – поясняет отец Сергий. – А не так: все поехали – и я поехал, все окунулись в источник – и я окунулся. А спроси: зачем? Человек и не знает. В этом случае существует опасность превращения паломничества в православный туризм, когда человек просто ставит своей задачей посетить как можно больше монастырей, приложиться как можно к большему количеству мощей, искупаться как можно в большем количестве источников. Просто потому, что так надо!

Что же касается строгих правил, которым якобы должны следовать те, кто желает искупаться (рассказать о них перед погружением желающие всегда найдутся), то, по мнению отца Сергия, здесь не может быть четких указаний:

– Человеку всегда удобно придумать какую-то схему: как правильно нужно сделать что-то, чтобы получить желаемое? Как правильно окунуться, какой источник от какой болезни лечит? – рассказывает отец Сергий. – Человеку понятнее и удобнее отношения: ты – мне, я – тебе. Но с Господом такие отношения невозможны. И никаких строгих правил относительно того, как нужно купаться, нет. Потому что, опять же, речь идет о традиции, а не о том, что прописано в Уставе Церкви. Так, сложился обычай окунаться трижды, перекрестившись, со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Кто-то следует ему, кто-то – нет. К примеру, если у человека слабое сердце, и он не может с головой погрузиться в ледяную воду, он может просто умыться святой водой. Рисковать своим здоровьем не стоит.

Что же касается другого распространенного мнения, что якобы вода в одном источнике является более святой, чем в другом, то отец Сергий уверен, что нельзя проводить четкую границу:

– Это как с иконами – какие считаются чудотворными, а какие нет?

Каждая икона может быть чудотворной. Так и источник, если вода в нем освящена – то есть посвящена Богу – является святым для того, кто пришел к нему с верой.

Зачастую на источниках можно увидеть, как люди набирают воду канистрами.

– Не обязательно плохо, если человек взял с собой много воды, – считает отец Сергий. – Все зависит от того, как к этой воде относиться: если с благоговением выпивать понемногу каждый день, то этой воды может хватить на год. А если человек набрал канистру, и она у него просто стоит где-то и пылится, тогда никакого смысла в этом я не вижу.

А как следует относиться к рассказам о чудесах, которые происходят с людьми после купания в источниках? Можно ли в них верить?

– Чудо – не основное в нашей вере, а второстепенное, то, что сопутствует вере. Каждое конкретное чудо, которое происходит с человеком по Божией воле, уникально. Это может быть исцеление от болезни или изменение жизненных обстоятельств к лучшему – все возможно, если человек обращается к Господу с верой. Но, пожалуй, главное чудо – заставить самого человека измениться, потрудиться над своей душой. Ведь что означает покаяние? Изменение. И если после купания в источнике человек захотел изменить свою жизнь, наконец-то исповедоваться и причаститься, разве это не чудо?

Ольга Новикова
Взгляд-Православие