1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Дела давно минувших дней...

Печать

Written by Священник Димитрий Иванов

starknigiСтаринные церковные книги. Когда пользуешься старой литературой, особые мысли и чувства посещают душу. Недавно один хороший, но не церковный человек принёс старую книгу – от бабушки осталась. «Не знаю, что это за книга, но отдаю Вам. С тем условием – пусть она будет в храме». Говорю:

- Да тебе самому, может, пригодится.

- Ээ, я не понимаю ничего.

- Ну, может, разберёшься…

Хоть и объяснял я ему, что нам не надо, у нас богослужебная литература в основном есть, нет – принёс и оставил. Смотрю: старинная старообрядческая следованная Псалтирь. Там и Псалтирь, и суточный круг богослужения и т.д. – в общем, Псалтирь, Часослов и Канонник, и Пасхалия – и всё в одной книге. Единоверческое издание. Попросил отца Леонтия читать канон за творящих милостыню келейным чином. Этот вот канон в переиздании не встречался.

А сам я пользуюсь иногда этими старинными книгами. До наших дней кое-где в народе сохранились книги богослужебные: часословы, Следованные Псалтири – то чем пользовался народ на молитве; сохранились и назидательные книги: Жития Святых, синаксари и т.п. Когда их берёшь в руки, читаешь жития или молишься – особые мысли и чувства посещают душу. Это памятники старого церковного быта. Ведь раньше как жили люди? Не было Интернета и телевизора, света, даже, не было. Ну, свеча, лучина, керосиновая лампа – и всё. А в культурном отношении вся жизнь была обращена к Церкви, храму и вечной жизни в Царстве Небесном. Неоднократно приходилось слышать про то, что ориентир на суточный круг богослужения определял жизнь крестьян. Вставали до рассвета. До рассвета вставали не только простые люди. До Петра I и государи так жили, и князья – вставали до свету молились и шли в храм. Там службу стояли: полуночницу, утреню, Литургию, потом уж – дела. И народ старался. Кто от храма далеко, если не Неделя, не Праздник – открывали до рассвета эти книги: Псалтири Следованные, Часословы, Канонники и творили службы суточного круга келейным чином. Детей тоже поднимали на молитву. Может и не без подзатыльников иной раз – но потом это оправдывалось. Читали Утреню, Часы, Обедницу. А кто не успевал в этом – брались за Иисусову молитву, чтобы наверстать. Да и вся земля Русская от рассвета до заката, а кто и в нощи – призывали Имя Господа Иисуса Христа, прославляли Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа. А вечером: кто садился за рукоделие, а кто-то вслух читал Жития Святых или ещё какую назидательную книгу. Книги были дорогие тогда, но в нормальных семьях везде основная литература была как сейчас есть телевизор или компьютер. Сколько умственной и душевной энергии тратит современный человек на телевидение и интернет, а тогда лучшие силы души были обращены к Богу, к иконе, к храму – это было информационное пространство, в котором всё-таки нуждается человек. А в храмах шла неспешная служба перед образами, за которыми не охотились ещё ни большевики, ни похитители антиквариата.

И вот когда читаю эти старые книги, словно веет каким-то неотравленным воздухом Святой Руси. Как будто мы все что-то потеряли, а теперь ищем. Ищем в интернете, ищем за границей, едем в святые места, ищем в Греции, на Афоне, ищем в Иерусалиме. Некоторые доходят до безумия, до утверждения, что ЭТОГО нигде уже нет. А просто этого в нас нет. Ибо не находится ЭТО в Интернете, в офисе, в супермаркете, ЭТО по телевизору не покажут. Даже в храме и любом святом месте для постижения ЭТОГО нужен труд. Надо открыть старые, пусть и переизданные, книги, надо встать на молитву, надо посетить храм, надо заставить себя проснуться рано, ибо «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилия восхищают его».

Священник Димитрий Иванов