1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Духовная немощь. Духовное Воздвижение Креста. Духовное охлаждение или сухость. Духовные приемы против искушений

Печать

Written by Святитель Феофан Затворник

Духовная немощь

Чем она врачуется Милость Божия не отходит от тех, кто падает и встает

Духовная немощь очищается исповедию, в коей полагается и начало врачевания ее.

altВрачевание же самое продолжается... доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влечь. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает – валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь. (Вып. 1, пас. 88, стр. 71)

Духовное Воздвижение Креста

Как оно совершается

А ныне Креста Господня Воздвижение. Тогда воздвигали Крест на возвышение, чтобы весь народ увидел и воздал честь ему. В воспоминание о сем ныне в храмах воздвигается Крест в монастырях. Но все это внешнее. Есть духовное воздвижение креста в сердце. Бывает оно, когда кто твердо решается на самораспятие или страстей своих умерщвление, которое столь существенно в христианах, что, по Апостолу, те только и Христовы суть, кои распяли плоть свою со страстьми и похотьми. Воздвигнув в себе крест сей, христиане и держат его воздвиженным всю жизнь свою. Так ли это, да вопросит себя всякая душа христианская и да внемлет, какой ответ даст совесть ее в сердце. О, не буди нам услышать: "Вы только плоти угодие творите в похотях, – крест у вас не воздвигнут, сброшен в яму страстей, и там гниет в небрежении и презрении!" Когда Господа сняли со Креста, Крест оставался на Голгофе, а потом его сбросили в бывшую там яму, куда бросали сии орудия казни вместе со всяким другим сором. Скоро Иерусалим был разорен и все здания его сравнены с землею. Засыпанною оказалась и яма, где брошен Крест Господень. Когда город восстановляли язычники (иудеям запрещено было приближаться к месту, где он был), случилось так, что на том месте, где скрыт был Крест Господень, они поставили идола Венеры, языческой богини блуда и всяких похотей. Враг так внушил им. Так же бывает с внутренним нашим крестом. Когда враг разорит духовный строй в душе, сей наш мысленный Иерусалим, тогда и крест духовный сбрасывается с Голгофы сердечной и заваливается хламом сластей и похотей, и похотное самоугодие, как башня, возвышается над всем внутренним миром нашим, и все в нас поклоняется ему и его мановению следует, пока не озарит благодать, не воодушевит свергнуть сего идола и воздвигнуть крест самораспятия. (Вып. 3, пис. 493, стр. 165)

Духовное охлаждение или сухость

Для чего попускается человеку

"Нападает тупое бесчувствие, – бываешь как автомат, – ни мысли, ни чувства".

Такие состояния бывают иногда как наказание за поползновение на что-либо недоброе мыслию или сочувствием, а иногда как обучение, преимущественно, как научение смирению, чтобы человек навык ничего не ожидать от своих сил, а все от одного Бога. Несколько таких опытов подсекают доверие себе, избавление же от тяготы указывает, откуда помощь, и на кого надо во всем полагаться. Состояние это тяжело, но надо переносить его с мыслию, что лучшего не стоим, что оно заслужено. Средств против него нет; минование его – в воле Божией. Надо, однакож, стоять и вопиять ко Господу: буди воля Твоя! Помилуй! Облегчи! Но никак не поддаваться каким-либо послаблениям; ибо это разорительно и пагубно. Вы добре делаете, что скорбите о сем и всячески напрягаетесь освободиться от него. Но гадание ваше, будто таково будет вечное мучение, неверно. Вечные, как блаженства, так и мучения, невообразимы, и ни с чем, бывающим в сей жизни, сравнить их нельзя. То и другое – так безмерно выше здешнего всего. У святых отцов такие состояния называются охлаждением, сухостию, и все считают неизбежными их в жизни по Богу; ибо без них скоро зазнаемся. (Вып. 1, пис. 187, стр. 216-217)

Духовные приемы против искушений

Внимание себе или бодрствование

Господь всегда помощник добрым решениям и начинаниям. И тут поможет. Опыт научил, как зло это удовольствие... И нечего учить, что надо вперед держать ухо востро. Оно само собою держится, особенно на первых порах... Разве напомнить не мешает, что новый соблазн – опять появится и потянет... Вот надо сторожить за собою. Враг все устрояет... Потому, когда придет сие, поскорее припомнить надо в самом первом появлении, что тут враг и вражеское предлагает... и с гневом отразить то и к Богу сейчас обратиться... и делу будет конец... Это главный прием против всех искушений. (Вып. 8, пис. 1426, стр. 162)

Святитель Феофан Затворник