1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Равноапостольный великий князь Владимир

Печать

Written by Воцерковление.ru

28 (15) июля — память равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия

Равноапостольный великий князь ВладимирСвятой равноапостольный великий князь Владимир был сыном Киевского князя Святослава (†972) и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги (†969, память 11 июля [1]). Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, — землю Древлянскую, а младший, Владимир, — Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси.

Он осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами, и, таким образом распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. По примеру хазарских каганов (мусульман) у князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц. Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески старался упрочить на Руси язычество — многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов, которым приносились жертвы.

В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином (со времени княгини Ольги в Киеве при храме во имя пророка Божия Илии существовала христианская община). Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву идолам, сказав княжеским воинам: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека…". Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину (память 12 июля). Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление.

Душа князя, взыскуя истинную веру, не находила покоя. Владимир начал открыто сомневаться в истинности языческих божеств. Узнав об этом, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Владимир принял у себя болгар-мусульман, немецких католиков, иудеев из Хазарского каганата и греческого православного философа. После этого он решил испытать каждую веру на месте, для чего избрал 10 мужей и послал их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление произвело на послов богослужение в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. "И не знаем мы — на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты", — рассказывали послы по возвращении в Киев.

В 987 году князь Владимир захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: "Теперь я узрел Бога Истинного!". Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского (†101; память 25 ноября), и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Некоторые киевляне принимали святое Крещение сразу, другие колебались. Великий князь Владимир назначил определенный день всенародного крещения (по некоторым сведениям 1 августа 988 года) и объявил: "Аще кто необрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!" Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева. Большинство киевлян явилось на то место, где приток Днепра река Почайна сливается с Днепром. Таинство святого Крещения было совершено над множеством киевлян священнослужителями во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом.

После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: "И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…" В храмах, устрояемых по велению князя, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном словянском языке, по книгам, которые еще за столетие до того были переведены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими (память 11 мая). Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода, Смоленска, Полоцка, Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность великого князя Владимира простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев.

Труды великого князя Владимира и первых киевских митрополитов Михаила и Леонтия, верных его сподвижников, дали замечательные плоды. Уже к концу X века на Руси уже были свои епископы, священники и диаконы, значительно возросло количество грамотных людей всякого возраста и звания. Русь приобщалась к более передовой христианской культуре и цивилизации, вошла в семью христианских народов Европы.

После принятия крещения святой великий князь Владимир внутренне преобразился. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уставам — все это стало мерилом жизни и поведения великого князя. Слова Евангелия "блаженны милостивые" глубоко проникли в его душу. Заботясь о бедных, благотворя нуждающимся, упокоевая странников он вскоре снискал всенародную любовь и по достоинству получил в народе ласковое прозвище "Владимир — Красное Солнышко".

Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме. При великом князе Ярославе Мудром (†1054) Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены. Честная глава его покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

  1. Даты в тексте даны по старому стилю. ^