1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Детское паломничество — это серьезная педагогическая задача. Интервью с руководителем детского Движения "Вестники" Савельевой Ф.

Печать

Written by Кирьянова О. Г.

Детское паломничествоДетское паломничество — тема весьма актуальная сегодня и очень непростая. Оно отличается от посещения святых мест взрослым человеком, так же, как отличается образ жизни взрослого человека от образа жизни ребенка. Святой апостол Павел в одном из своих посланий, подчеркивал, что для каждого духовного возраста существует своя духовная пища — одна для младенцев, другая для людей зрелых. Полагаю, этот тезис можно воспринимать и буквально: юный человек еще не способен к полноценному самостоятельному переживанию религиозного опыта, поэтому он должен получать в этом помощь в виде вспомогательных педагогических средств.

Основная задача ребенка - учиться. Он привык к этому. Мы не раз убеждались, что паломничество может для ребенка проходить гораздо интереснее и, если так можно сказать, продуктивнее, если у него есть определенное задание, которое необходимо в паломничестве выполнить. Конечно, речь идет не о школьных заданиях - мы предлагаем детям паломничество, как исследовательскую экспедицию. Эта форма им гораздо ближе и понятнее, в тоже время их труд направлен именно на духовное развитие.

Совсем недавно с участниками нашего движения мы ездили в город Переславль-Залесский и к Явленному Кресту в Годеново. Эту поездку назвали «Образовательной историко-краеведческой экспедицией». У детей обычно слово «экспедиция» ассоциируется с увлекательным процессом изучения, познания окружающего мира. В наших экспедициях они изучают церковную историю вместе со старшими наставниками. Здесь взрослый человек является не просто учителем, передающим некую сумму полезных сведений, а скорее старшим товарищем, готовым поделиться своим опытом, не только жизненным, но и духовным.

Каждый ребенок при посадке в автобус получал полевой дневник. В нем была «слепая» географическая карта, на которой необходимо было самому обозначить Москву и Переяславль – Залеский, реки, которые мы пересекаем по пути т.е. осваивать географическое пространство своей Родины. По прибытии на место дети имели возможность разбившись на группы самостоятельно изучить Переславль-Залесский, опираясь на заданные ориентиры в виде храмов и музеев, которые необходимо было найти самим. По итогам этого похода каждая группа также самостоятельно составляла маршрут для других. Таким образом происходило погружение участников экспедиции в историческую и культурную среду.

По своему опыту мы знаем как важно, когда к экспедиции подключается священнослужитель, способный рассказать детям о святынях этой земли и ее истории. Тогда детские впечатления расцвечиваются новыми красками и складываются в целостную картину. Эффективность результата поездки зависит от труда самого ребенка, трудов педагога и священника

Поскольку у нас детское православное движение, мы всегда начинаем всякое дело с молитвы. Более того, каждое паломничество сопровождается посещением Литургии, либо вечерней службы. Важно только понимать меру сил тех детей, с которыми ты едешь.

Собираясь в Годеново, мы выбрали наиболее важный с педагогической точки зрения момент - Неделю Крестопоклонную. В очереди к Кресту стояло множество людей и все это можно было педагогически положительно использовать, потому что присутствие большого числа людей и необычная обстановка помогают ребенку понять очевидцем какого необыкновенного события он является.

Для ребенка нужно подбирать такие места, такой маршрут, чтобы его впечатлительная натура получила максимум пользы от этого события, даже с точки зрения каких-то внешних форм, потому что, повторюсь, ребенок еще не может самостоятельно осмыслить свои духовные переживания. Ему обязательно нужно участие в каком-то общем занятии, возможность вместе с другими пережить какое-то событие, увидеть что-то новое, даже постоять в очереди среди других паломников к Кресту. Дети обязательно должны почувствовать, что участвуют в обшей жизни Церкви. Ребенок, а особенно подросток жаждет реального значимого дела, которое может быть разным, в зависимости от возраста. Если до 5 класса впечатления ребенка выливаются в творчество — запечатлевая увиденное он рисует, лепит, пишет, то более старшие дети с радостью возьмутся петь литургию, помочь батюшке навести порядок в храме и т.д..

При посещении святынь ребенок обязательно должен услышать какую-то интересную историю. Важно не просто формально прочитать житие, а рассказать о святом или о чуде так, чтобы юная душа встрепенулась. Методы при этом могут быть самыми разнообразными. Однажды зимой, например, мы с детьми посетили один храм в глубинке. Он был возведен в екатериненские времена людьми, которые заблудились в лесу и спаслись чудом: увидев среди чащи сияние они направились туда и увидели икону, а вслед за тем обнаружили дорогу из леса. В память об этом чудном избавлении ими и был построен храм. Детей мы не просто привезли туда, а поставили их на лыжи и предложили самим дойти до храма пять километров. Они шли по снежной целине, а не по лыжне, через чащу, конечно, в сопровождении педагога. Таким образом ребята отчасти воспроизвели ту самую ситуацию, в которой оказались создатели храма двести лет назад. Когда наши дети добрались до храма, где их ждал местный священник, то задали ему множество вопросов. У наших паломников глаза горели, потому что они получили массу незабываемых впечатлений и это историческое место уже воспринимали совсем по-иному, чем праздные экскурсанты. Убеждена, что успех детского паломничества зависит от мастерства организаторов и тех, кто сопровождает детей. Для того, чтобы оно действительно принесло благие плоды участие хороших педагогов необходимо.

Кирьянова О. Г.
Портал "Слово"