1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Проект, о котором хочу рассказать

Печать

Written by Игумен Флавиан (Матвеев)

Миссионерский проект «Священник здесь» начался в декабре 2005 года в Екатеринбурге. Продолжается он и в настоящее время. Суть проекта в том, что священнослужитель регулярно и публично присутствует на каком-то месте в городе.

 

Игумен Флавиан (Матвеев)В качестве исходной точки была выбрана небольшая зона отдыха за магазином «Сити-центр». Там стоят лавочки, отдыхают люди, рядом большой перекресток с круговым движением. И я рядом с одной из этих лавочек ставлю плакатик, на котором крупными буквами написано «СВЯЩЕННИК ЗДЕСЬ. В хорошую погоду в светлое время суток на этом месте можно увидеть православного священника. Вы видите игумена Флавиана, наместника Крестовоздвиженского мужского монастыря (который на перекрестке Луначарского и К. Маркса). С ним можно помолиться вместе, побеседовать, поспорить, задать вопрос, получить ответ. Подходим, беседуем». Внизу маленькими буквами подписано «Проект некоммерческий. Не допускается получение дохода». Получается так, что я просто нахожусь в этом месте. Я ничего не говорю, ни к кому, ни с чем не обращаюсь. Суть проекта в том, что священника можно увидеть. С ним можно поговорить. Я просто стою до тех пор, пока ко мне кто-нибудь не обратится. Люди проходят, некоторые останавливаются, читают плакатик. Кто-то кивает головой, кто-то морщится, кто-то берёт визитную карточку (их я размещаю сверху плаката). Кто-то подходит, и происходят полезные и продолжительные диалоги.

 

Если плохая погода – стоять бесполезно. В холодное время года при ветре люди просто не останавливаются, поднимают воротники и стремятся скорее дойти до тепла. А когда хорошая погода, человек вспомнит, что у него есть какая-то духовная нужда, остановится, подойдёт. В хорошую погоду не проходит ни одного дня, чтобы я с тремя или четырьмя человеками обстоятельно не побеседовал. То есть три или четыре беседы минут по пятнадцать-тридцать, не считая мелких вопросов: про потерянный крестик или злую соседку.

 

Присутствие священника в городе нужно тем людям, которые в Церковь совсем не ходят. Либо для малоцерковных людей, которые в Церковь приходят только в праздничные дни. Некоторые просто так воспитаны, что ходят в Церковь по праздникам. Так их приучили родители. А в праздник священник окружен кольцом «опытных» прихожан. У них есть свои насущные вопросы, просьбы. И такой малоцерковный человек придёт, посмотрит, как священник перемещается к выходу, на ходу разрешая те или иные вопросы. И всё, и пропадает желание общаться, даже если оно было. А в будние дни такие люди не придут. У них просто если и есть потребность прийти в храм, то только в праздник. Как в одном художественном произведении у некоей дамочки было обыкновение ходить в Церковь только в Пасху. И когда при ней заговаривали про Церковь, она всегда вздыхала и говорила: «В Церкви скучно. Как не придешь, все «Христос Воскресе!» поют, да куличи святят».

 

Присутствие священника в городе важно именно для таких людей, которые по тому или иному недоразумению не посещают Церковь. Или имеют опыт негативного общения с церковными людьми. Пожаловаться некому. А тут смотрит такой человек – вот он, священник стоит. Люди подходят, жалуются и иной раз просто оказывается, что они пали жертвой какого-то недоразумения. Вот тут и время объяснить, как нужно относиться к тому или иному явлению. Самое главное – поговорить с человеком, утешить. Его обидели, в большинстве случаев незаслуженно. Поговоришь с человеком и чувствуешь, как человек оттаивает прямо на глазах. Или может быть человек сам не прав. Объяснишь, и в душе человека происходят какие-то изменения. Люди сами об этом говорят. Бывает, что у человека какое-то горе. Он проходил мимо и подошел. Мы вместе и помолимся, и решим, как быть. Как нужно жизнь свою в дальнейшем строить.

 

Таким образом, это миссионерское служение предназначено для тех людей, которые в силу тех или иных причин далеки от Церкви. Это абсолютно не для церковных людей. Иногда говорят «Батюшка, а когда Вас можно застать, когда Вы у Сити-центра? Мне хотелось бы с Вами поговорить». Я говорю: «Извините, заставайте меня в другое время в храме, звоните, приходите на беседу, на исповедь». То есть люди, которые имеют опыт посещения Храма Божьего, по моему мнению, должны находить другие возможности для общения с духовенством.

 

В зимнее время я тоже дежурю, когда не очень холодно. А летом – это сам Господь велел. Как раз в летнее время иной раз бывает такой приток желающих пообщаться, что с человеком говоришь, а один или два человека сидят на соседней скамейке и ждут, пока я освобожусь. Бывали случаи, когда я после шести уходил. Лето этому благоприятствует.

 

Ну а дописка в конце, что проект некоммерческий – это важно по двум причинам. Во-первых, нередко подходят люди и говорят: «Батюшка, а дайте нам денежку». Я им говорю, видите, проект некоммерческий, я не для этого здесь стою, чтобы деньги раздавать. И в то же самое время некоторые люди говорят: «О, священник! Я давно хотел пожертвование сделать. Ну-ка сейчас я раскошелюсь». Я говорю, нет, есть монастырь Крестовоздвиженский, есть еще Вознесенский, Храм на Крови, Храм в честь Всех святых, все они рядом. Вот, пожалуйста, сходите своими ногами, своей рукой положите в церковный денежный ящик. Это даст Вам то, чего Вы не получите здесь. Вы придете в Дом Божий, в гости к Самому Господу Богу. Я его служитель, давайте пообщаемся с Вами, но не упускайте ни единой возможности, чтобы посетить Храм Божий. В то же самое время говорят: «Батюшка, а можно дать Вам денежку, что бы Вы поставили свечку». Я им говорю, нет, Вы сами сходите до Храма, свечку приобретите, сами своей рукой поставьте, помолитесь. Если Вы воспринимаете дело так, что поставил свечку, и невидимая рука на небесах сразу же вывела против Вашей фамилии галочку, значит у Вас магическое сознание. Значит, Ваше сознание ничем не отличается от сознания всяких магов, экстрасенсов и прочих грязных колдунов. В Церкви нет магии. Святейший Патриарх Алексий Второй недаром все время говорил, напоминал, что нет такого понятия свечка за здравие, свечка за упокой. Такого явления в Церкви нет. Есть понятие молитва о здравии, и молитва за упокой. А свечку мы ставим, чтобы каким-то внешним знаком помочь себе, усилить свою молитву. Не Господу Богу помочь воспринять эту молитву, а себе помочь в молитвенном труде. Поэтому я говорю: идите и сами сделайте.

 

Чувствуется, что это нужно, это важно и это будет продолжаться. Примерно полтора года я этот проект вынашивал, и как-то осознавал. Как именно этот проект надо сделать, для кого, как нужно себя настроить. Помощь людям в самых разнообразных формах – явление, естественное для священника.

 

Вообще - тяжело обращать на себя внимание. Это священнику, конечно, не должно быть свойственно, тем более монаху. Но необходимость заставляет. Вот у нас в монастырском храме, как предписывает наш Правящий Архиерей, организовано дежурство. Между службами священник находится в храме, священника всегда можно найти и с ним побеседовать. Но когда я с нашими отцами беседую, как прошло дежурство, они часто говорят, что не было ни одного обратившегося. Люди приходят, что-то в лавочке приобретают, свечки ставят, молятся, а священник им почему-то и не нужен. А на священника на улице всегда есть спрос. Это утешает.

 

Игумен Флавиан (Матвеев)