1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вси святии земли Саратовской, молите Бога о нас

Печать

Written by Беседовал Димитрий Богачев

В детстве, в храм меня водила бабушка, приезжавшая в Саратов из заволжской деревни. В моей памяти о тех службах отчетливо сохранился громогласный бас диакона, раздававшегося по всему Троицкому собору. Один раз он «возглашал» имена двух Пименов (Патриарха Московского и всея Руси и Архиепископа Саратовского и Вольского), а в другой – разных святых, про которых так много мне рассказывала бабушка. Но среди них почему-то не было саратовских. Иногда, во время службы, я подкрадывался к бабушке и тихонько спрашивал: «Когда, будут саратовские». На что она шепотом отвечала «скоро», и продолжала молиться.

Торжество Святости29 декабря прошлого года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в ответ на ходатайство Епископа Саратовского и Вольского Лонгина было утверждено празднование Собору Саратовских святых. День их памяти установлен в ближайшее воскресение к 13 сентября. В этом году этот день выпадает на 11 сентября.

О новом празднике, о святых, вошедших в число Саратовского Собора, которых с этого года молитвенно чтят во всех храмах Русской Православной Церкви, мы беседуем с председателем Комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, настоятелем храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев при Саратовском государственном университете священником Кириллом Краснощековым.

– Дата почитания Собора Саратовских святых выбрана не случайно. Во второе воскресенье сентября, по сложившийся традиции, саратовцы празднуют День рождения своего родного города. Соединение этих двух праздников – светского и церковного – предает этому дню духовную окраску. Дает возможность вспомнить о своих земляках, которые своею жизнью засвидетельствовали истинную веру Христову и просияли своею святостью на нашей земле. Ведь жизнь каждого из них обязательно связана с Саратовом, с саратовской землей: кто-то рожден здесь, служил здесь, кто-то претерпел здесь мученическую кончину.

В состав Собора входят двенадцать святых, но первоначально их было больше…

– Для прославления в лике святых в Синодальную комиссию по канонизации от нашей епархии были переданы списки из нескольких десятков человек. Но синодальная комиссия включила в число Собора лишь двенадцать новомучеников, решив, что именно они непосредственно связаны с саратовской землей. Будем надеяться, что Бог даст продолжить работу по прославлению святых, имеющих отношение к нашей епархии.

Отец Кирилл, среди сонма новомучеников большое число неявленных подвижников. Как проходит процесс по выявлению таких людей?

– Это долгая, исследовательская работа. Она проходит в двух направлениях. Первое – исследование архива репрессированных в годы советской власти. Эти данные частично хранятся в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области, частично в Государственном архиве Саратовской области, частично в архивах ФСБ. Там где архивно–следственные дела репрессированных «открыты» мы изучаем их, восстанавливаем имена людей, пострадавших за веру. Сейчас в Саратовской епархии составлен синодик, в котором 1029 таких подвижников благочестия. Все они пострадали за веру Христову, но еще не прославлены. Их имена будут поминаться за панихидой, которую 10 сентября на саратовском Воскресенском кладбище у обелиска жертвам политических репрессий совершит наш Владыка в сослужении духовенства Саратова. Ее начало – в 12.00.

Второе направление этой работы – свидетельства родственников, духовных чад, прихожан храмов. Если, конечно, таковые остались в живых. Ведь зачастую семьи репрессированных тоже погибали. А если и оставались на свободе, то скрывали даже от собственных детей, кто был их отец или дед. Часто бывает так, что родственники мало что помнят. Хотя бывают случаи, что такие люди сами приходят в нашу комиссию, принося бесценную информацию о жизни своих родных. Кстати, на этой панихиде, которая будет на Воскресенском кладбище, мы попытались собрать как можно больше таких людей.

Но отыскать людей, засвидетельствовавших свою стойкость в вере, еще половина дела. Нужно предоставить документальные свидетельства. Порой бывает, что весь церковный люд чтит человека, как святого, а его канонизации не происходит. Пример – епископ Вениамин (Милов).

– Да. Требования Синодальной комиссии к документальной базе на прославление, того или иного подвижника очень высоки. Необходимо восстановить весь жизненный путь подвижника, начиная от рождения, обучения в школе и так далее. Ведь основной смысл прославления – дать верующему народу еще один пример жизни человека, который посвятил ее Господу. Этот пример должен быть максимально правдивым, подтвержденным документально. Ведь зачастую жизнь того или иного святого «обрастает» множеством легенд. А их не должно быть. Мы должны знать каждый виток его жизни, а такие свидетельства, сами понимаете, большая редкость. А иногда бывает так, что мы находим все нужные документальные подтверждения, но из его архивно-следственного дела узнаем, что этот человек «сломался» и дал признательные показания на себя или на третьих лиц. Безусловно, этот человек является жертвой политических репрессий, но он уже не может быть прославлен в лике святых.

Что же касается епископа Вениамина, то он арестовывался четыре раза, отбывал лагерные сроки и ссылки в разных местах, в том числе и в Казахстане (а это теперь другое государство). Мы должны документально исследовать и предоставить в Синодальную комиссию все факты, касающиеся жизни любимого и почитаемого Владыки Вениамина. А это длительный процесс.

В упомянутом вами синодике, наверняка есть миряне, такие как Александр Медем. Легко ли находить и документально подтверждать непоколебимую веру таких людей?

– В «саратовском» списке миряне составляют больше половины. К примеру, если мы имеем дело с арестом сельского священника, то, как правило, вместе с ним в тюремные застенки отправлялись 5-7 крестьян-односельчан. Это был тот самый церковный актив, который сопротивлялся снятию колоколов, закрытию храмов, аресту батюшек. Официально их обвиняли в сопротивлении колхозному строительству, «раскулачивали», но по сути их арестовывали только за непоколебимую веру. Таких людей канонизировать очень сложно. Ведь зачастую в их деле указана лишь фамилия и имя человека, да статья по которой он осужден и расстрелян. Повторюсь, святость – это пример для других верующих. А как раз в этом случае его-то и не удается подтвердить документально. Хотя в святости этих людей я лично уверен. Это как раз те неявленные саратовские святые, которые за нас ходатайствуют перед престолом Божиим.

К сожалению, мы прихожане храмов, мало интересуемся такими людьми. Порой человек многие годы является прихожанином одного и того же храма и не знает, что в этих же стенах относительно не так давно молился саратовский святой. В Саратове это храм во имя преподобного Серафима Саровского, где настоятелем был священномученик Михаил (Платонов), храм Рождества Христова, где диаконом служил священномученик Василий (Горбачев) и храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, где нес одно из своих послушаний священномученик Феофан Соликамский. Как избежать подобных ошибок?

– В день памяти таких святых в этих храмах обязательно должны проходить торжественные богослужения.

29 июня в саратовском Духосошественском соборе и Казанском храме необходимо обязательно молитвенно поминать священномученника Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского (Казанский храм он освящал).

10 октября в Кафедральном Троицком соборе города Вольска – священномученника Германа, епископа Вольского. В этот же день такая служба, но только в честь своего бывшего настоятеля священномученника Михаила иерея, Саратовского, должна проходить в храме во имя преподобного Серафима Саровского города Саратова.

В Пугачеве 29 октября должны особо чествовать священномученника Иоанна Пугачевского, а 26 декабря – священномученника Николая, иерея Пугачевского, Павлодарского.

16 ноября священномученника Косму Саратовского должны торжественно поминать в саратовском храме, который находится в комсомольском поселке – его престол освящен во имя этого святого, и на его родине в храме Рождества Христова села Рыбушка.

23 ноября большой праздник должен быть на родине мученика Александра (Медема) в Александрии (поселок Северный, Хвалынского района) в храме во имя равноапостольных царя Константина и матери его Елены, в Аркадаке, в храме в честь Вознесения Господня, неподалеку от которого нес послушание священномученник Дионисий Чиганакский и в Крестовоздвиженском храме Хвалынска – в честь преподобномученника Нифонта, священноинока Хвалынского.

15 декабря в хвалынском храме должен так же торжественно почитаться священномученник Сергий (Кудрявцев); в этот же день (15 декабря) в новоузенском и татищевском храмах должно молитвенно вспомнить священномученника Иоанна Полчаниновского (здесь прошли последние годы его жизни).

30 декабря в Духосошественском соборе должны особо чтить священномученника Петра иерея, Павлодарского.

Кроме этого нужна проповедь. Не только проповедь священническая, которая является частью богослужения, а через создание стендов, организацию в эти дни праздников для прихожан храма, знакомство с жизнеописанием этих святых посредством книг, брошюр, которые должны быть в каждой приходской библиотеке.

Отец Кирилл, еще одна проблема нашего времени – отсутствие служб вновь прославленным святым. Составлена ли такая служба Собору Саратовских святых?

– Текст богослужения Собору Саратовских святых подготовлен секретарем нашей комиссии, иереем Максимом Плякиным и протоиереем Михаилом Воробьевым. С точки зрения певческой пригодности в ее подготовке участвовал протодиакон Михаил Беликов, а так же регенты храмов нашей епархии. Окончательную правку вносил наш Владыка. Текст этой службы уже разослан по всем храмам нашей епархии и по нему первый раз будет совершаться служба 11 сентября – Всенощное бдение и Божественная литургия.

Беседовал Димитрий Богачев