1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Остаться в живых

Печать

Written by Виктория Федорова

Им помогают вернуться к жизни, а они, излечившись, спасают других


Денис – молодой парень, ему чуть больше 20. У него обаятельная внешность, грустная улыбка и тяжелый взгляд. Его родители – алкоголики со стажем, а он сам не хочет вспоминать половину своей прошедшей юности – он тоже пил. Пил по-страшному, по-черному, не видел смысла в жизни. «Было ощущение, что ты провалился в глубокую яму, из которой не можешь выбраться сам. И сколько ни хватайся за край, ни обещай себе завязать, найти работу, быть трезвым, все равно потом срываешься вниз на самое дно. А вокруг никого, кто бы мог протянуть руку помощи...» Денис вспоминает те времена с печалью и не хочет делиться подробностями. Он готов признать, что эти годы прошли в полном забытьи и безверии. Но сейчас он совсем другой – ему помогли в Душепопечительском Православном центре при храме во имя святого пророка Илии, где мы с ним и познакомились.

 

Невозможное возможно

vgivwhЯ давно слышала о том, что в Елшанке есть место, где молитвами и трудом людям помогают справиться со страстями, с которыми своими силами они совладать не могут. Настоятель храма священник Владимир Каширин, с которым связалась по телефону, предложил приехать и увидеть все своими глазами.

 

Храм во имя святого пророка Божия Илии был построен в 2004 году на территории военной части, которая ныне уже расформирована. Порядок вокруг идеальный: опрятный двор с палисадником, за которым, сразу видно, ухаживают с любовью. В этом храме, в отдельной комнате по субботним дням собираются те, ради кого и существует Душепопечительский Православный центр и кто однажды обратился сюда со своей болью. Преимущественно это мужчины в возрасте или помоложе, но за одним из дальних столов я заметила и слушательницу – скромную женщину средних лет. Пришедших немного – чуть больше десяти, и практически у каждого за плечами свое личное горе, связанное с наркотиками или алкоголем. А в глазах – надежда на спасение.

 

Лекции по катехизису ведет воспитанник Саратовской духовной семинарии Сергей. Он рассказывает простыми словами об основах христианской веры, занятие проходит в форме вопросов и ответов. «В чем причина грехопадения человека?» – звучит один из его первых вопросов. Аудитория выжидающе молчит. Хотя ответ, казалось бы, лежит на поверхности – в водке, например. В зависимости от нее. Но на самом деле все не так просто. «Человек сам выбирает, хочет ли он быть с Богом или жить без Бога, творить свою волю и слушать советы дьявола, который искушает его, – не дождавшись ответа, продолжает Сергей. – И этот выбор распространяется на все: первородный грех, страсти, курение, алкоголь, наркоманию. Водка не льется сама в стакан, а пить ее или нет, решает сам человек. И если он живет с Богом – у него есть силы отказаться, побороть свои страсти, и если даже согрешил – покаяться, излечив свою душу. Бог даровал нам свободу выбора, и только нам решать, как ее использовать – во благо или во вред себе….»

 

Все понимающе кивнули. «Но понять – не значит принять», – скептически подумала я. Однако комментировать вслух свои сомнения не стала, а, дождавшись конца лекции, спросила у одного из слушателей по имени Дмитрий, как он попал в подопечные к отцу Владимиру и как изменилась после этого его жизнь.

 

Пока душа жива…

Прямо рассказывать о своем прошлом он не стал, но из обрывков фраз стало понятно, что прошел через многое: алкоголь, наркотики, тюрьма. У молодого человека своя версия того, почему люди попадают на дно, он считает, что причиной всему – боль, одиночество и внутренняя пустота, отсутствие рядом близкого человека, который мог бы вовремя выслушать, понять. Но главное – это отсутствие Бога, который один может и удержать от падений, и наполнить смыслом жизнь, каждую ее минуту. «Люди не рождаются алкоголиками и наркоманами, а приходят к этому, когда находятся на грани, – вздыхает Дима, и в его словах чувствуются и грусть, и попытка хоть как-то оправдаться, и желание быть правильно понятым, а главное – принятым. – Все начинается с пива, чтобы отвлечься, потом водка, дальше больше. Появляются знакомые с такими же интересами, и круг замыкается, ты не видишь света и выхода из этого порочного круга. Иначе как адом на земле это уже не назовешь… Но спастись можно, если найти дорогу к Богу. Исповедь и причащение помогают освободиться от грязи, после этого уже начинаешь понимать, что все грехи твои были от незнания. Только у каждого дорога к Богу своя – и у кого-то это очень долгий и тернистый путь. Я сейчас очень изменился, и сам, можно сказать, работаю в этом центре – помогаю другим справиться с теми же проблемами, что были когда-то у меня…»

 

Как выяснилось, Душепопечительский Православный центр – это не только курсы катехизиса при храме. В том же Елшанском районе есть специально выделенная территория с несколькими домиками и участком, где заблудшие души могут найти кров, получить необходимую помощь и возродиться к новой, нормальной жизни. Сейчас здесь проживают восемь человек, условия практически монастырские, дисциплина жесткая – подъем, завтрак, обед, ужин и отбой по расписанию. А чем заняться в свободное время, всегда найдется: центр открылся недавно, и территорию еще надо благоустраивать, дома ремонтировать, огород вспахивать, ухаживать за ним, в планах также завести домашний скот и птицу. Кроме этого поселенцы устраивают собственные рейды по притонам и шинкам: общаются с людьми, пьющими и потерявшими себя, наркоманами, раздают крестики и иконки, приглашают обратиться к ним за помощью. И, конечно же, все ходят в церковь.

 

«Неужели я кому-то нужен?»

Идея создания центра принадлежит непосредственно отцу Владимиру, настоятелю Свято-Ильинского храма, и вот уже около трех лет с благословения митрополита Саратовского и Вольского Лонгина он отдает ему все свои силы. «В Церковь всегда приходит много людей с просьбами помочь избавиться от алкогольной или наркотической зависимости, – рассказал батюшка. – Ко мне тоже обращались: матери приводили своих детей, кто-то приходил сам. Запомнился молодой человек, которому было всего 17 лет, из них последние 5 лет он беспробудно пил. Понимал, что губит себя, но ничего сделать не мог и практически умолял: «Я готов помогать вам во всем, только не отпускайте меня». Мы долго с ним беседовали, он начал помогать при храме, и в итоге совместными усилиями ему удалось справиться со своей бедой. Правда, после этого пришлось переехать в другой город, потому что появилась боязнь встретить старых знакомых и сорваться. Но главное – он излечился. Так я понял, что нужно что-то делать, чтобы помочь всем остальным, и возникла идея создания центра…»

 

Как вспоминает отец Владимир, обустроить центр удалось не сразу, первым его посетителям приходилось жить в бараках без удобств. Но мало-помалу жизнь наладилась: желающие избавиться от зависимости сами создавали свой быт, а финансовую помощь им оказывали и оказывают прихожане храма: по возможности совершают подаяния, а также приносят одежду и еду. Тут все помогают друг другу. Так на базе центра появились баня, сад – в нем растут яблони, вишни, есть абрикос, и скоро будет готов к приему гостей даже домик для родственников, навещающих своих близких.

 

«Когда мы только начинали, все действия были скорее из разряда благотворительных – мы вместе с волонтерами собирали теплую одежду, готовили и пакетировали еду, чтобы передать ее нуждающимся, и выезжали в те места, где чаще всего можно было встретить бездомных, оставшихся один на один со своими проблемами, – вспоминает отец Владимир. – Для них чужое участие в их судьбе было сродни шоку – как так, неужели я, такой плохой, и вдруг кому-то нужен?! – удивлялись они. А потом просили: «Батюшка, помоги выбраться из этой ямы, иначе умрем».

 

«Трудные» люди

Стало ясно, что кроме человеческого участия люди нуждаются и в насущной помощи – ночлеге и более-менее постоянной крыше над головой. Один из близких друзей отца Владимира помог найти и оформить в собственность заброшенные дома с участком в Елшанке, куда и пригласили на время всех желающих. Первое время постояльцам приходилось напоминать об элементарных вещах – мыть руки перед едой, чистить зубы, заправлять постель с утра. Люди в буквальном смысле слова учились заново общаться друг с другом, взаимодействовать, назначать старшего и не ругаться с ним, если что-то, по их мнению, не так. «Я даже не предполагал, насколько придется трудно на первых порах, – поделился переживаниями батюшка. – Мы имели дело со «спецконтингентом» – людьми, сломленными алкоголем и наркотиками, оставшимися на обочине жизни. Некоторые из них были готовы мать родную продать ради дозы, чего уж скрывать. Удивляли порой и родственники. Иногда, не выдержав режима, постояльцы звонили родителям, а те в каком-то неизвестном порыве привозили им алкоголь или наркотики. Таким образом жалели, наверное… В итоге приходилось отдельно встречаться с родителями и родственниками и либо объясняться с ними, либо вовсе ограничивать общение. Ведь многие из тех, кто обращается за помощью в центр, выросли в неблагополучных семьях, и лишний раз сталкиваться с людьми из своего круга для них, к сожалению, чревато последствиями».

 

Временная изоляция – одно из непременных условий излечения, для полной реабилитации рекомендовано как минимум 6 месяцев провести в центре. Есть, конечно, и те, кто не выдерживает и срывается, сбегает. Но есть и другие, кто, излечившись, остается помогать. В любом случае «спасение только одного человека стоит всех возможных усилий остальных», считает батюшка. И с ним нельзя не согласиться.

 

Виктория Федорова

Телефон Свято-Ильинского храма в поселке Елшанка: 8(845-2) 57-03-46.
Телефон доверия для страдающих от алкогольной и наркотической зависимости: 8-917-305-53-28.

Взгляд-Православие