1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

О крещении бабушками

Печать

Written by Священник Димитрий Васильев

pravbaЕздить на отпевания всегда грустно. За всю мою недолгую пастырскую жизнь, радость у гроба я чувствовал раза два-три, не больше, и каждый раз это были очень дорогие мне люди. Я был твердо уверен: они идут домой, туда, куда стремились всю свою жизнь, и где их, без сомнения, уже ждут. Жалко было живых – молодого мужа, потерявшего жену, внуков, оставшихся без любимой бабушки (последнего трезвого в семье человека), а за усопших можно было только порадоваться – дай-то Бог каждому такую блаженную кончину. А вообще, конечно, грустно ездить на отпевания.

По дороге в деревню, где меня ждут очередные похороны, я всегда стараюсь поговорить с водителем, чтобы хоть что-то узнать о покойном, уточнить мотивы, по которым родственники решились на отпевание. «Батюшка, а его лет тридцать назад бабушка крестила – ну, как обычно раньше, знаете же, да? Это ничего?» Ничего, конечно… То, что покойный за всю свою трудовую жизнь ни разу не причастился – это, вот, да, плохо. А бабушка – ничего. Снявши голову по волосам как-то глупо уже сокрушаться. Ну почему, почему они интересуются этими вопросами только тогда, когда уже никто ничего не изменит?

У нас таких в районе, наверное, тысячи. Кто знает, может быть в свое время их действительно крестили по православному – во имя Святой Троицы с троекратным погружением или, на худой конец, обливанием. Тех старушек, хранительниц благочестия в безбожное время, уже не осталось, их не спросишь, каким образом крестили они малышей и откуда у них взялось такое дерзновение. В конце концов, святого равноапостольного императора Константина крестил вообще еретик, и ничего.

И все же: действительно ли такое крещение «у бабушки»? Если вопрос поднимается исключительно в плоскости «а можно ли будет потом человека отпевать», лично я бы ответил – нет. Впрочем, точно так же (будь моя воля) я отвечал бы и желающим покреститься вполне православным чином у нас в храме, если бы они сказали мне, что крестятся только для того, чтобы за них можно было потом заказать сорокоуст. Крещение, не предполагающее последующей жизни по Евангелию, не ставшее для человека тем Рубиконом, за которым уже невозможна жизнь без Христа – такое крещение не действительно, и не имеет значения, кто его совершил - православный священник или древняя старуха, живущая на выселках цивилизации. Точнее, такое крещение действительно, но не действенно. Это, кстати, исключительно православный парадокс: например, у католиков, таинство, правильно совершенное правильным священником спасает само по себе, автоматом (удобно, правда?). У нас же не так, но любое действие благодати на человека через Церковь предполагает и наличие движения самого этого человека навстречу благодати. Так, солнце может сколько угодно обогревать негодное семя, но если оно само не протянет первые листочки к небу, не захочет прорасти, то лишь напрасно сгниет в земле. Лучше уж вообще не креститься, если не собираешься жить, как христианин. Отпевание, в таком случае ,все равно ничего уже не изменит.

Если вопрос задается таким образом: «Может ли бабушка покрестить человека в наши дни?», то ответ опять будет однозначен – нет. Сейчас от любого населенного пункта до ближайшей церкви при желании можно добраться максимум за два-три часа, сейчас нет гонений на христиан (хотя, что это, по большому счету, меняет? мы же ни перед кем не боимся исповедовать свою веру, ведь правда?), смертность среди грудничков намного ниже, чем раньше, да и если новорожденному младенцу вдруг угрожает опасность, рядом скорее окажется акушерка, чем бабушка, знающая формулу крещения. Кстати, о формуле. Надо бы, как ни будь, озадачиться, провести опрос среди сельского населения, смогут ли они хотя бы внятно объяснить, что это такое?...

Я не знаю, возможна ли в наши дни такая ситуация, когда человек, имеющий искреннюю веру и желание креститься, не имел бы такой возможности и находился при этом при смерти. Если так, то да, крестить имеет право любой крещеный человек, произнеся: «Крещается раб Божий такой-то, во имя Отца… (погружение или обливание). Аминь! И Сына…(еще раз). Аминь! И Святого Духа… (и последний раз). Аминь!» Если под рукой нет воды (Антарктида кругом, например, или пустыня Гоби) вместо нее можно использовать даже песок. Но, давайте честно: где этот человек был до этого?Я уже даже не спрашиваю, читал ли он Евангелие (не читавшие его, по идее, вообще не могут иметь желания креститься – этому желанию просто не откуда взяться), ведь эту книгу в глаза не видели 95% тех, кто приходит креститься в храм и в более благоприятных обстоятельствах. Если это ребенок – куда смотрели родители, когда чадо только-только заболело?

Но что же делать тем, кто все-таки уже крещен таким образом, в деревне, бабушкой, в ведре с водой?… Для начала им нужно прочитать Евангелие. Желательно, не один раз. Все возникшие в процессе чтения вопросы записать на бумажку, чтобы не забыть. После этого нужно постараться приехать в ближайший храм и поговорить с батюшкой по поводу своего сомнительного крещения, а так же по поводу накопившихся вопросов. Разные священники,рассмотрев все обстоятельства, могут по разному подходить к решению этой проблемы. Кто-то просто помажет человека святым миром, кто-то, узнав, что тот уже прочитал все Евангелие, от радости бросит все дела, и тут же покрестит нового прихожанина с особой формулой: «Если не крещен, крещается раб Божий…». Читавших Евангелие людей надо беречь. Очень сильно. Их у нас не так много осталось.

Ну, и, конечно же, после этого ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Впереди еще много-много книг, которые ждут своего читателя, еще больше вопросов, еще больше ответов. Впереди столько прекрасных богослужений, на которых предстоит побывать, впереди первая исповедь, первое причастие… Их много потом еще будет. Обязательно. И тогда Небо станет ближе, а священнику потом будет радостно читать слова молитвы, провожая настоящего христианина домой, туда, где нас всех неизменно ждет Христос.

Священник Димитрий Васильев