1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Из жизни сельского храма

Печать

Written by Владислав Тихонов

После сдачи зимней сессии, мы в комнате рассказывали друг другу, кто и как будет проводить каникулы. Сосед Сергей (у нас в комнате Сергеев двое, поэтому второго Сергея мы, любя, зовем Кумом, так как он приехал с Украины), поедет домой. Другой сосед, его зовут Андрей, останется в Саратове, хочет поработать в семинарии; Сергей — Кум едет в Москву, а я решил, что поеду к брату в село под названием Балаши.

Село Балаши, куда назначили брата (его рукоположили во священника совсем недавно), находится в Озинском районе Саратовской области, теперь уже, новообразованной, Покровской и Николаевской епархии. Оно само по себе небольшое, проблемы те же, что и в других селах. Живут его обитатели тем, что заработают на стороне и подсобным хозяйством, мужчины выезжают на вахты, женщины работают дома.

selhramДом у брата находится в «Шанхае», так здесь называют дальний край села. От дома до храма пешком идти надо минут двадцать. Летом еще ничего, но зимой приходится трудно. Храм, для села, довольно большой и носит название Покровского. Его история похожа на истории других храмов. Был построен казаками. В советские годы разрушен и в наше время восстановлен.

Местные бабушки во времена гонений на Церковь не переставали ходить на развалины храма и читать на руинах молебны, акафисты, а в Пасхальные ночи ходили Крестным ходом вокруг храма. Наверное, за такую верность и любовь к своему храму Господь послал бабушкам подарок — в новом храме стала совершаться Божественная Литургия.

Решение ехать к брату в село пришло совсем неожиданно. Сначала хотел поработать в Саратовском Покровском храме, даже договорился с завхозом Сергеем Михайловичем, но позвонил брат и попросил помочь. Выехали мы с ним в ночь, когда наступал Новый, две тысячи двенадцатый, год.

Проехали  пять с половиной часов. Подошли к дому. «Сейчас еще ничего, идти можно, а завьюжит, так и не пройдешь», — рассказывает брат. Во дворе, услышав голос хозяина, радостно лает собака Жужа, в прихожей встречает кошка Мурка, потом уже в доме нас встречают мама, жена брата, его маленькая дочь и моя крестница. Перекусив с дороги, и поздравив друг друга с Новым годом, мы пошли спать — завтра утром на службу.

Встав пораньше, решили с братом пройтись пешком. «Здесь раньше фермы были, там ремонтные мастерские», — показывает на развалины брат. Так за разговорами мы незаметно подошли к храму. «Ничего себе!», — пронеслось у меня в голове. В моем представлении сельский храм рисовался небольшой избушкой, или комнаткой, а тут! Практически центральный предел Саратовского Покровского Храма! Окна от купола и почти до пола! Центральный голубой купол сливается с небом. Так и кажется, что залезь на него и откроется небо для тебя.

В храме уже ждут Галина Николаевна, Сергей с супругой Татьяной и детьми.

Галина Николаевнаselhram2, старая прихожанка, помнит, как восстанавливали храм, какие истории происходили в селе. Сергей и Татьяна, тоже прихожане, они моложе, помогают на службах. Сергей — звонарь, а Татьяна — чтец. На скамейках в храме сидят баба Вера и баба Серафима — одни из тех бабушек, которые ходили Крестным ходом вокруг руин храма. Внутри храма стены покрашены белой краской, на ней заметна копоть, (чтобы покрасить заново храм, нужны леса, а пока у батюшки ни лесов, ни средств, на покупку краски, нет). Зато иконостас, цвета неба, как будто всем своим видом говорит: «Радуйтесь!».

Батюшка входит в алтарь, и бабушки преображаются. Баба Вера пришла с палочкой, а на службе старается обходиться без нее. Баба Серафима в начале службы старается постоять, лишь к концу службы разрешает себе  сесть на скамеечку. Галина Николаевна вместе с другими бабушками зажигает свечи и лампады. В алтаре пономари уже ждут батюшку, у них уже все готово. Большие окна храма пропускают первые лучи восходящего солнца, они играют на позолоченных подсвечниках. На восточном крыле храма, под крышей, сидят одной стаей голуби и воробьи, прячутся от ветра и греются на солнышке. В течение службы в храм заходят сельчане: кто свечку поставить, кто святой воды набрать. Приходят, в основном, женщины, мужчины или на вахте, или работают во дворах. Тем временем пришло время Святого Причащения. Подходят все, кто есть в храме, то есть, четыре человека. «Ничего, все поправится!», — уверен батюшка.

Владислав Тихонов, 1 курс специалитета СПДС.
Фотографии с сайта:http://basik.ru/photo_art/old_men/