1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

«Последний подарок», или уроки для невоспитуемых

Печать

Written by Елена Сапаева

scoldingКак перевоспитать «невоспитуемых» детей? Не тех, что поперек, а тех, что давно уже «вдоль» лавки… Во многих случаях на этот вопрос не находится ответа и у православных «со стажем», и даже, пожалуй, у священников. Иначе не было бы в наших храмах такого феномена: мама в платочке, ходит на все службы, строго постится, а взрослая дочь или сын «гуляет», пьет. И это, увы, относится не только к матерям или отцам, пришедшим в Церковь в зрелом возрасте, когда созидать православную семью как положено, с фундамента уже невозможно. Бывают и более горькие примеры. Можно с особым рвением (по собственному самолюбивому мнению) «воцерковляться», поднять однажды глаза от этикеток «суперпостных» продуктов — и обнаружить, что не знаешь, где сейчас твой муж, или младший брат, чем живут твои дети и кто из них, куда сейчас ушел, звучно хлопнув дверью. И вдруг понять, что перевоспитывать кого-то внешними мерами действительно уже «поздно», а противопоставить отчуждению из недр собственной души — нечего.

Всякий раз, когда заходит речь о такого рода вещах, я вспоминаю фильм «Последний подарок» — о мудром американском миллиардере по имени Ред Стивенс. Нажив огромное состояние, сколотив целый семейный клан из своих сыновей, невесток и внуков, он незадолго до смерти понял, что совершенно одинок в этой большой, но знающей цену лишь деньгам семье. Его единственной надеждой оставался внук Джейсон, горячо любивший дедушку в своем детстве. Но и тот давно уже был не маленьким мальчиком, а взрослым, пресыщенным кутилой и плейбоем, ревностно относящимся к своей «свободе». И старый Стивенс решился на последнюю попытку воспитания, плодов которой уже наверняка бы не увидел, так как осуществление ее могло начаться только после его смерти…

Когда родственники, предвкушая раздел лакомого денежного пирога, собрались для открытия завещания, Джейсон Стивенс получил от управляющего загадочный ларец. В нем оказалось несколько конвертов с заданиями и видеопослание деда. Пройдя все этапы некой условной игры, юноша мог получить «последний подарок», завещанный ему усопшим. Перспектива исполнения стариковских причуд отнюдь не веселила «золотого мальчика», однако отказываться от большого куша было не в его правилах. И он окунулся в придуманную ради него цепь встреч, трудностей и событий…

Какие же уроки для невоспитуемых ожидали тридцатилетнего мажора? Есть среди них и комические, и драматические, и трагические. Огородить кольями большой участок на ранчо, привести через месяц одного настоящего друга, побывать в джунглях Эквадора на месте гибели отца… Дедушка Стивенс использует в своей воспитательной попытке нехитрый, но остроумный педагогический прием. Он дает внуку нечто вожделенное, прилагая к этому единственное благое ограничение, и тот летит, как мотылек на свет. Вот, например, одно из заданий: получить на месяц определенную сумму денег с разрешением потратить их на любые — но только настоящие! — нужды. Вначале у «испытуемого» возникает мысль одарить крупной купюрой встречного бродягу. Но позже он встречается с более явственной настоящей нуждой — матерью девочки, больной лейкозом. Понимая, что молодая женщина изнемогает в долгах, он прилагает к расходному лимиту немного своих, и притом заработанных на улице, денег. Так принудительное постепенно становится добровольным.

Еще одно задание, поистине удивительное в своей простоте: «Ты должен провести День благодарения в кругу своей семьи и извлечь из этого что-то хорошее». Юноша честно пытается довести дело до конца и… покидает званый ужин, едва сдерживая нахлынувшую вдруг душевную боль. Для чего собираются вместе многочисленные родственники, о чем говорят они в этот редкостный день за общим столом? О своих поместьях, об акциях… Увы, это не карикатурная картинка и не история из жизни снобов. Это один из жизненных примеров бесплодной смоковницы — семьи, где самые близкие, казалось бы, люди не понимают, для чего они вместе. И вряд ли стоит думать, что у нас, по другую сторону океана, все не так. И на пасхальном застолье не обсуждают прошлогоднюю покупку машины — потому что нечего больше обсуждать. И не вырастают плодами этой смоковницы «тинэйджеры» с неснимаемыми наушниками в ушах...

Ред Стивенс, очевидно, понимал, что насадил это «дерево» собственными руками, и ствол его давно уже очерствел. Но все же попытался «привить» хотя бы одну ветвь. И ему это, по большому счету, удалось. Вернее, ни за что не удалось бы, если б после нескольких заданий, когда Джейсон, что называется, «втянулся», в его жизни не начали происходить не ожидаемые никем повороты судьбы. Бывший гуляка попадает в плен к наркобаронам, выбирается из него, встречает спутницу жизни. А еще привязывается как к дорогому существу к той самой — встреченной чуть раньше — больной лейкозом девочке Эмили. Незадолго до ее смерти они говорят о Боге: окончивший университет «дядя Джейсон» знает о христианстве не больше, чем его девяти-десятилетняя подружка. Единственная определенная мысль: там — Христос, перед статуей Которого они сидят. После кончины Эмили главный герой решает построить хоспис для детей и храм, вложив в это все свои средства. Мог ли предвидеть кто-то, чем закончится то, что начиналось как игра и приключение? Вряд ли…

И вот настает время прийти за «последним подарком», который должен вручить Джейсону управляющий деда. И мы наконец-то понимаем, почему нельзя было отдать его сразу и слышим последние слова видеопослания: «Если ты стоишь здесь, значит в тебе что-то изменилось… Я люблю тебя, сынок…»

Последним подарком старого Стивенса была его любовь. «Пока ты жив, и я буду жить…» Выполнив задания до конца, Джейсон становится наследником огромного состояния, но очевидно, что дар, который ему довелось получить — не в этом. И что «уроки» давал ему не только дед, но и Тот, Кто более всех желает его спасения. Если попытаться повторить в своей памяти «пройденный материал», можно заметить, что престарелый миллиардер не использует для достижения своей цели ничего, что требовало бы существенных денег, значительных людских ресурсов или большого ума. Весь его метод основан на одной христианской истине — что Господь стучится в сердце каждого человека, и самого закоренелого грешника нужно порой лишь чуть-чуть подтолкнуть… Просто остановить его взгляд на том, что много лет проскальзывало мимо, а там — как Бог даст. И это христианское кино — хотя и в немного облегченном, приключенческом виде — показывает нам, как меняет Бог обстоятельства тогда, когда человек пытается что-то изменить в себе. Пусть поначалу из-под палки, пускай не из бескорыстных соображений… И как Господь прилагает к каждому этому шагу сторицей.

Елена Сапаева