1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Раскол

Печать

Written by Протоиерей Димитрий Иванов

Недавно на канале «Культура» завершился показ 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол», вызвавший реакцию православного Интернет-сообщества. Своим мнением о фильме делится протоиерей Димитрий Иванов

 

raskol1Фильм задуман сильно, но вопросы есть. Например, Морозова цитирует Евангелие с указанием главы и стиха, чего в старопечатных книгах не было, а текст делился только на зачала. Странноват и монах Соломон, которого вопрошает святейший Никон. Имени этого нет среди церковных.

 

В обсуждении фильма после показа звучали разные самые мысли. Я понял, что в невиданной мною половине фильма тоже было много всего, а упоминание о монашке, соблазнившей пастушка, меня вообще как-то насторожило...

 

Но в обсуждении было упущено нечто важное, а, может быть, и главное. Говорили там, например, о выборе России в виде заимствования с Запада или хранения своего родного. Странно: ведь в той реформе Запад-то фактически был ни при чем. Церковные книги приводились в единообразие с греческими – это вообще не "западная " тема. Кажется, разговор о реформаторстве заведен как-то искусственно. Население России в наше время вообще реформаторам перестало верить: показывай фильмы или нет. А вот насчет раскола...

 

В чем его беда? Про это никто не сказал. А ведь мы понимаем Церковь как Тело Христово, как единый Богочеловеческий организм. Профессор А.И. Осипов теперь очень популяризировал этот взгляд в своих беседах. И вот для понимания темы раскола это важно: попробуй-ка разорви свой организм. Как это будет? Но за единство Церкви Святой страдал на Кресте Сам Спаситель мира – Христос. Как же разрушить единство, собранное такой ценой? Почему и святые отцы древности писали о том, что грех разделения Церкви не смывается даже кровью мученической. Хранение единства Вселенской Православной Церкви – это была одна из главных целей реформ при святейшем Никоне. Однако, при проведении идей реформы в жизнь были и серьёзные ошибки, и административные какие-то перегибы.

 

raskol3Раскол был очень тяжелым опытом для народа и Церкви, но....и польза от этого опыта, думаю, была. По крайней мере самосознание догматических и канонических основ церковной жизни так укрепилось, что многие попытки в годы революции создать обновленческий раскол, и не только его, но и другие расколы, раздробить Церковь, попытки, укреплённые поддержкой НКВД и всех репрессивных органов – всё это развалилось. Церковь выстояла и, преодолев эти попытки её разделить, осталась единой и собрала в непростых условиях своих чад. Вот про эту тему обсуждавшие умолчали. Оно и понятно: всё это и сейчас вопросы болезненные. Но при таком историчном фильме обойти эти вопросы невозможно.

 

Есть ещё такой момент: раскол вывел из-под церковного окормления громадные массы народа. Потом этот народ, потеряв своих пастырей, был эффективно распропогандирован большевиками. Думаю, что мысль, которую собравшиеся высказали, как мысль Солженицына, о том, что не было бы раскола – не было бы и революции, имеет много верного. Вообще, фильм заметный. Мне очень нравились своей историчностью фильмы Еже Хоффмана, но этот фильм "Раскол" понравился даже больше.

 

Протоиерей Димитрий Иванов