1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

И Бог ответит…

Печать

Written by Беседовала Юлия Семенова

Будучи человеком далеким от Церкви, я неоднократно пыталась, как и многие мои знакомые, «попоститься». Сил хватало на разные сроки, но, скажу честно, смысл поста мне тогда постигнуть так и не удалось, хотя очень хотелось. Приходя после такого «подвига поста» в храм на Пасхальную службу, самое сильное чувство, которое удавалось испытать, было больше похоже на разочарование: «Ну постилась, голодала, ну пришла, и что?». И понимала, что слова «пост без молитвы – диета» в полной мере отражают мой подход. Поэтому с иеромонахом Дорофеем (Барановым) мы поговорили о самой важной составляющей поста – духовной, прикоснуться к которой может любой, у кого действительно есть желание понять, в чем истинный смысл христианского поста.

Пост – не приказ начальника

Пост– Отец Дорофей, что можно есть Великим постом, а чего нельзя, на основании разных источников можно разобраться. Сложнее человеку нецерковному или делающему в Церкви первые шаги понять, какое наполнение должна приобрести духовная составляющая поста. Как быть тем, кто хочет поститься в истинном смысле этого слова, а не только ограничивая себя в еде, но не очень хорошо представляет себе, что для этого надо делать?
– Если человек ощутил в себе желание попробовать «на вкус», что такое христианский пост, и понял, что его не удовлетворяет лишь «кулинарная» составляющая (ведь человек в первую очередь существо духовное), то нужно попытаться ответить на такой вопрос: «А готов ли я войти в Церковь как в свой родной дом?». На мой взгляд, но надеюсь, что большинство христиан и пастырей со мной согласятся, понять, что такое христианский пост, можно исключительно через богослужебную жизнь Церкви. Конечно, человек не должен бросать работу, все дела и ежедневно посещать богослужения. Но раз или два в неделю придти в храм вполне по силам. Потому что узнать и полюбить пост можно, только если в душе загорится огонечек любви к церковной службе. И давая комментарии и интервью по поводу кулинарной составляющей поста, я только лишний раз убедился, что путь к посту один – через богослужение.
Дело в том, что большая часть людей считает правила поста, предлагаемые Церковью, некими указаниями, которые удушают человеческую свободу, и что, конечно, рождает к нему негативное отношение.
– Но если пост не является удушением человеческой свободы, то каким должно быть правильное отношение к нему?
– Установление Церковью поста нужно принимать не как приказ начальника, который может быть правильным или неправильным, который можно обсуждать или пожаловаться на него другу, а как просьбу матери. Есть очень известный афоризм: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Просьбу матери не обсуждают, она на каком-то глубинном уровне священна. Любой нормальный человек отказать матери не может, потому что он понимает, что это даже не долг его, а содержание жизни. Мне вообще кажется, что было бы очень хорошо с началом Великого поста прекратить все разговоры о его телесной составляющей и сосредоточить все внимание на духовной стороне поста, на том, что пост не система ограничений и запретов, а дорога, ведущая к определенной цели. И когда человек послушает и скажет: «А я хочу пойти туда, куда вы меня зовете», тогда можно уже говорить о средствах передвижения, одним из которых является телесный пост.
– А какая же конечная цель у Великого поста, ради чего всё?
– Эта дорога ведет нас ко Христу – к центру и смыслу христианской церковной жизни, которая, в свою очередь, являет собой всю возможную полноту жизни человека. Цель же прихода Богочеловека Иисуса Христа на землю раскрылась предельно ясно в Его Воскресении. Этот факт может войти в нашу плоть и кровь раз и навсегда, и его переживание является вершиной мироощущения человека. Приближаясь к Богу по пути поста, одновременно человек приближается и к самому себе, узнает себя. Каждый себя кем-то в мире считает, сначала ребенком, потом студентом, мужем или женой, кто-то считает себя реализовавшимся в какой-то профессии. Но всё это по большому счету не исчерпывает личности человека. Чтобы знать, кто ты такой на самом деле, нужно, в первую очередь, определить свое отношению к Богу и тому, что Бог сделал для человека.

К пасхальной радости

– Какие богослужения Великого поста можно назвать желательными или обязательными для посещения?
– Великим постом желательно посетить все богослужения первой седмицы, которая, к сожалению, осталась позади. Для человека, желающего понять, что такое христианский пост, неплохо было бы бывать на двух службах в неделю – на воскресной литургии и Преждеосвященной литургии в среду или в пятницу, которая является богослужебным символом Великого поста. В будние дни вечером – в понедельник, вторник, среду, четверг – было бы очень хорошо побывать на обычном рядовом постовом богослужении. Читается великое повечерие, совершаются поклоны, можно постоять в полумраке храма, подумать о чем-то своем, может, впервые прислушаться к тому, что читают, почувствовать, что ты стоишь не в толпе, а один на один перед Богом. Человек вырывается из суеты повседневной жизни, где он, как юла, находится всё время в движении. И наконец-то может просто себя разглядеть и изнутри, и зачастую даже снаружи, понять, «как я себя веду, что у меня на душе». Вот такая встреча с самим собой может произойти в храме Великим постом.
На пятой неделе поста в среду вечером, в этом году 1 апреля, – Мариино стояние. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читавшийся на первой седмице с понедельника по четверг, будет читаться целиком за один вечер вместе с житием преподобной Марии Египетской. Жизнь этой святой показывает, из какой глубины человеческого падения может воззвать Божия благодать при единственном условии – желании человека. Слушающий житие преподобной Марии человек может все эти переживания испытать и примерить на себя: «А могу ли я?». Великий покаянный канон написан удивительным поэтическим языком – это самое красивое, глубокое, торжественное и, наверное, самое сильное духовное богослужебное лекарство для человека. Суть его – как низко человек может пасть, когда забывает о Боге, и как близко он может к Богу приблизиться, если о Нем вспомнит. На шестой неделе празднуется Лазарева суббота. За шесть дней до Крестной смерти и за 9 дней до Своего Воскресения Господь явил самое большое чудо – воскрешение Своего умершего друга Лазаря, который уже 4 дня лежал в гробу. Господь настолько ясно, насколько это было возможно, явил Свою Божественную силу. Теперь уже было очевидно, Кто находится на земле перед тогдашними людьми, перед иудеями: такое мог сделать только Бог. На следующий день – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В этот день накануне Страстной седмицы, самой скорбной седмицы года, проходит очень торжественная праздничная служба, которая повествует о торжественном входе Христа в Иерусалим. Его встречают иудеи, те самые люди, которые буквально спустя пять дней потребуют распять своего Бога. Это очередной повод поразмышлять о гибельной переменчивости сердца человека: то же самое сердце, которое Бога прославляет, чуть только обстоятельства изменятся, может Бога проклинать и распинать.
Страстная седмица начнется в этом году 13 апреля в понедельник. Каждый ее день – великий, они так и называются: Великий понедельник, Великий вторник и т.д. Конечно, на Страстной было бы лучше как можно больше времени провести в храме. На самом деле, чтобы воцерковиться по-настоящему, нужно только одно, я не шучу: в Страстную седмицу не выходить из храма с утра до вечера. Тогда просто невозможно не стать христианином, нужно себя обмануть, чтобы после этого не придти по-настоящему в Церковь. И конечно, Пасха – самое великое торжественное богослужение, которое захватывает любого. Пасха приносит человеку ту радость, которой он живет потом в течение всего года. Переживание пасхального торжества является пределом бытийной радости человека, когда можно действительно ощутить себя Человеком с большой буквы.
– То есть можно говорить о том, что время поста наиболее благоприятно для человека, который хочет сделать свой первый шаг навстречу вере, Церкви?
– Когда человек по-настоящему приходит к Богу, в Церковь? Тогда, когда он почувствует Бога как Личность, а личность можно почувствовать только через общение. Когда перед нами сидит человек, что-то говорит нам, отвечает на наши вопросы – возникает личная связь. То же самое происходит с человеком, только в Церковь пришедшим, и ищущим, пускай неосознанно, этой личной встречи с Богом. Когда есть потребность почувствовать не просто формально, что Бог есть, а, задав Ему какой-то вопрос, получить ответ. Конечно, это может произойти и во время домашней молитвы, но для человека, в Церковь еще не пришедшего, – это большая редкость, чаще это происходит во время церковного богослужения. Во время будничных вечерних богослужений, когда человек устал после рабочего дня, когда ему нужно бежать в магазин за кефиром для детей, он заходит в храм, где идет спокойное великопостное богослужение. И в полутемном храме он, как поется в Херувимской песне, всё «житейское отлагает» хотя бы на несколько десятков минут и неожиданно чувствует ответ на те вопросы, которые его мучают, не формальный, не словесный, а некий лично для него Богом уготованный и только ему понятный ответ. И это для него становится серьезным началом христианской жизни.

Беседовала Юлия Семенова
Информационное агенство "Взгляд-инфо"