1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Записки молодого священника. Исповедь

Печать

Written by Священник Антоний Скрынников

Меня рукоположили недавно – год назад. За это время моя жизнь очень переменилась и в духовном и даже просто в бытовом плане. Это не значит, что я стал жить лучше, моя зарплата журналиста была в 2-3 раза больше, чем сейчас. Это говорит о том, что став священником я не имею права жить как раньше. Английский писатель Честертон верно заметил: «Самым сильным доводом против христианства, являются сами христиане». Но гораздо сильнее эти слова относятся к духовенству.
В заметках под этим грифом, я буду делиться своими мыслями о своем духовном пути. Это будут, прежде всего, мои переживания и размышления, которые не будут носить информационного характера.

ИсповедьНаверное, не зря в Греции есть обычай, когда исповедуют людей только опытные священники по благословению архиерея. В России другая ситуация. Большинство наших приходов одно штатные, Россия гораздо больше Греции, и ее опыт здесь сложно применить. Когда ты идешь исповедовать в первый раз, то тебя обуревают мысли, что сказать человеку. Это позднее я осознал, что исповедь - не беседа со священником. Священник не обязан говорить что-то на исповеди. Он обязан слушать, обязан понять искренне ли кается человек и лишь в каких-то случаях давать совет.

Прихожане, видя нового священника, стремятся исповедоваться у него. Он менее строг, первое время не дает епитимий, а главное, ему не стыдно исповедоваться в повторяющихся грехах. Ведь он не знает, что ты каешься в этом грехе на протяжении последних 5, 10, 15, 20 (нужное подчеркнуть) лет.

Ранее я уже писал о том, что священник - это не ходячая энциклопедия на все случаи жизни. Безусловно, он должен быт грамотным, но знать все он не может. И нужно уметь преодолеть свои страхи и на сложный вопрос ответить: «Простите, я не знаю». Приснопамятный митрополит Антоний Сурожский говорил в своем слове об исповеди: «А иногда честный священник должен сказать: “Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Вот здесь неплохой сайтик для саксофонистов - ссылка рекомендую всем музыкантам, в том числе и педагогам Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу”. И это очень правильно. Не нужно городить от себя, вспоминая лишь прочитанное в книгах, сухую теорию.

Если ты не имеешь детей, то не нужно рассказывать об их правильном воспитании. Лучше посоветовать какую литературу прочесть и к какому священнику обратиться. В настольной книге священнослужителя говорится, что «мирской поп» да не постригает в монахи, так как он не сможет дать того, чего не имеет сам. Также и здесь, не надо говорить того, что не пропитано, не прочувствовано собственным жизненным опытом.

Иногда, приходя на исповедь, возникает ощущение, что часть прихожан играет с тобой в прятки. Не поняв всю важность этого таинства, и не услышав страшные слова предисповедальных молитв: «Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаше». Вместо искреннего раскаяния тебе говорят о нарушении 5 заповеди, 39 правила святых апостолов, 12 постановление Антиохийского собора. Блуд и воровство облекают в «невоздержание», каются в грехах своих родственников, соседей, в убийстве царской семьи, но только не в своих настоящих делах.

Интереснее, гораздо искреннее исповедуются представители малых народов. Возможно потому, что они пришли к вере своим трудом, своим подвигом. И подошли они к крещальной купели не потому, что православие было их национальным достоянием и воспринималось как обязательный ритуал и традиция, а потому, что искали Бога.

Продолжение следует

Священник Антоний Скрынников