1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

О простых ответах и напрасных словах

Печать

Written by Юлия Семенова

«- Я уверена, что все это ненадолго, и ты сама поймешь, что делать в этой твоей Церкви нечего.

- Как ты можешь такое говорить? Бог сошел на землю, вочеловечился, чтобы указать нам единственно верный путь в жизни. Без Христа, без опыта Церкви, доверяя своему уму, каким-то знаниям, которые часто и цены-то никакой не имеют, мы обязательно заблудимся.

- Есть другие религии, взгляды на мир, и они ничуть не хуже, чем тот, что предлагает твоя Церковь».

Всем нам, пришедшим в Церковь или только делающим в ней первые шаги, приходилось становиться участниками таких или похожих диалогов. Конечно, нам хочется привести за собой в нашу новую и удивительную для нас жизнь и наших близких – родных, друзей. И это желание понятно и оправданно. Но они не только не спешат вслед за нами и за тем подлинным счастьем, которое мы им сулим, но еще и сопротивляются. Но почему, что мы делаем не так? И как нужно говорить о своей вере?

 

spor«И как могут люди не хотеть, чтобы было как лучше?», – недоумеваем мы, видя тщетность собственных усилий. Но, оказывается, могут, они действительно не хотят идти за нами. Им может быть и не очень хорошо или даже плохо в их нынешней настоящей жизни, но они держатся за нее из последних сил и ничего не собираются менять - пусть все будет по-старому, им так удобней и привычней.

 

Помню, как я нашла аргумент, который, как я была уверена, не может не «сработать». Это было воспоминание старца Паисия Святогорца о своем отрочестве. В подростковом возрасте его старший товарищ смеялся над его верой, старался поколебать ее. Маленький Арсений (так звали старца в миру) очень переживал, но в итоге решил, что если даже предположить, что Христос не Бог, то все равно человека равного Христу в истории человечества никогда не было, и поэтому служению Ему он все равно готов посвятить всю свою жизнь. Мне казалась, что из этого рассказа истина становится очевидной – ни одна мудрость мира, ни одна философская концепция и ни одно учение не могут сравниться с тем, что предлагает нам Христос, и именно поэтому ориентироваться в своей жизни на кого-то или на что-то еще просто нелепо. Но этот рассказ не помог.

 

Я очень долго не понимала, почему же так происходит и искала все новые и новые аргументы. В конце концов остановилась: стало ясно, что все усилия бесполезны, результат равен нулю. Вот уж действительно – насильно никого сделать счастливым нельзя.

 

Остановившись, начала искать ответы. Это поначалу казалось, что они и не нужны. Истина с некоторых пор стала слишком очевидной, именно поэтому я была уверена, что моя мини-миссия среди близких обречена быть успешной.

 

Но вот найти где-то готовый и внятный ответ (в котором все было бы разложено по многочисленным полочкам) на вопрос о том, а как же говорить со своими близкими о вере, мне не удалось. Однако ответы всегда на самом деле оказываются проще, чем нам кажется в начале их поиска. И все они есть в Священном Писании, только принять их и исполнить бывает очень трудно. Так апостол Петр говорит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3, 15). То есть если человеку интересно, если он спрашивает, хочет узнать что-то о нашей вере, то говорим, а если ему дела нет до христианства, то скорее всего очень скоро станет ясно, что смысла доказывать и уж тем более спорить нет. И не призывает нас к этому апостол. Почему? Ведь мы же блага хотим, когда вещаем своим близким с утра и до ночи о ставшей для нас сокровищем вере. Но Бог наделил человек свободой, и быть с Богом или нет - человек выбирает сам. Господь никого не неволит. Нельзя полюбить Бога по принуждению. Или, по меткому народному выражению: «Невольник не богомольник».

То есть наше дело быть всегда готовыми ответить, но не говорить, когда нас не просят и не навязывать, если нас не готовы услышать.

 

А еще апостол говорит про кротость. Умеем ли мы говорить с кротостью? Мне кажется, что кротость – это качество, которое на фоне сегодняшнего дня выглядит наиболее "архаичным" из всех, которыми должен обладать христианин, и поэтому мы часто о нем и не вспоминаем. Впрочем, как и о благоговении. Но именно благоговейное отношение к святыне, даже в разговоре, может заставить человека задуматься: «А почему есть такое отношение?».

Если в себя заглянуть, то можно заметить, что нередко мы разговариваем с человеком не ради него, а ради себя - для нас важно оказаться правыми, доказать, что мы не ошибаемся и не заблуждаемся, и, в конце концов, не сошли с ума, придя в Церковь. Конечно, нам обидно слышать нелестные и часто просто нелепые высказывания о Церкви и тех удивительных людях, которые есть в ней и которых мир при этом не замечает или считает безумцами. И мы отстаиваем, отстаиваем... И это правильно, но очень важно - как: все-таки лучше, чтобы не ради нашей правоты, а еще - с кротостью и благоговением. Шума, разговоров на повышенных тонах и так в нашей жизни слишком много.

 

Чаще и острей всего проблема отношений с неверующим или нецерковным человеком переживается в семье. Если вернуться к Священному Писанию, то апостол Павел говорит: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14). Не говорит он нам, что верующие муж или жена срочно должны обратить свою вторую половину, нет, а просто вот так спокойно признает, что и такое бывает - один из супругов верующий, а другой нет. И надо принять это и быть вместе. И так должно быть и по отношению к неверующим родителям, братьям, сестрам.

 

Да, трудно бывает признать, что далеко не все нам под силу. И еще трудней - увидеть, что порой обилие наших усилий не оставляет места для действия Бога. А встреча человеческой души с Богом – это всегда чудо, тайна. Излишне самонадеянно полагать, что наше участие может быть решающим. Как правило, дорога к Богу, в Церковь для современного человека – это длинный путь, на котором Бог в разные моменты в событиях и обстоятельствах открывается понемногу человеку, пока наконец не произойдет главная встреча. Хорошо, если что-то из наших слов окажется хотя бы одним из звеньев в длинной цепочке событий и обстоятельств, которые приведут нашего ближнего к Богу и в Его Церковь.

 

И тут весьма кстати будет вспомнить собственные извилистые дороги. Слова сыграли отнюдь не главную и не решающую роль. Когда-то и для меня самой положительные отзывы о Церкви были признаком чуть ли не ограниченности человека.

Часто люди просто не могут откликнуться на наш призыв: до христианства тоже нужно дойти, душа должна быть готова открыться Богу.

 

А еще есть неоспоримая истина - о человеке, не только о христианине, всегда больше говорят его дела, сама его жизнь. И наша главная задача не уговорить, а жить по-христиански. И эта жизнь будет лучшим «уговором». Вот вспоминаю свои духовные поиски до прихода в Церковь: я всегда всматривалась в людей и по ним делала выводы, хочу я стать причастной к той жизни, которой они живут, или не хочу. Поразительно точно говорил митрополит Антоний Сурожский о том, что надо увидеть в чьих-то глазах отблеск вечности и только после этого можно по-настоящему поверить.

 

Кто-то так и в нас всматривается. Главное, чтобы мы не разочаровали нашего ближнего. Поэтому, намаявшись в поисках волшебных рецептов, в итоге приходишь к очень простому ответу: самое большее, что мы можем сделать – это по-христиански жить, и это наша самая главная задача. То есть являть любовь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). И тогда человеку обязательно захочется узнать об Источнике этой любви.

 

Юлия Семенова