1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Благое неверие

Печать

Written by Священник Димитрий Шишкин

Как-то пришёл человек.

— Мне бы, — говорит, — собачку отпеть. Так я к ней привязался, просто сил нет…

Я, сочувствуя, объясняю, что собачку "отпеть" никак невозможно…

— Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот ещё и с женой развёлся…

— Что так?

— Так она же всё время скандалила, а таким как я гневаться никак нельзя, потому, что последствия могут быть ужасные… причём для всего мира…

— Вот как… А "таким как я" — это кому?

— Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел…

— А-а… с самого значит?

— Ну, да… В начале, конечно, крылья были, ну а потом пришлось отказаться от них. Неудобно, знаете ли…

И всё это без тени иронии, без безумного блеска в глазах. Со стороны взглянуть — обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка — современный, деловой человек.

— Простите, — интересуюсь деликатно, — а Вы на учёте не состоите нигде?..

Он усмехнулся печально:

— Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря… Столько работы, а никто помогать не хочет… Мы вот когда с НИМ сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: "Надо же, — говорю, — что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!.."

Опять перебиваю осторожно:

— А с "ним" — это, простите, с кем?

— Смотрит на меня с укоризной: как же я — священник и не догадался?!

— Ну как с кем… со Христом, конечно…

* * *

ГрехВы скажете: "больной человек", и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются "любопытнейшими" из них!

В советское время нам представляли бесов в виде сказочных персонажей: чёртиков с рогами и копытами. Одно слово — "сказка".

Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом "наших" собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за "свой" и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой, человек перестаёт владеть собой, совершает разрушительные и бессмысленные поступки…

Такое пленение, рабство греху называется "страстью", то есть страданием, потому, что последствия этого плена ВСЕГДА мучительны, грех всегда влечёт человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие "собственным помыслам".

Помните прибаутку: "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца"? Вот уж воистину шутка, в которой доля шутки ничтожно мала. Потому, что в духовной жизни "ужасный", то есть безбожный конец земного существования означает и начало "бесконечного ужаса".

Грех, греховная жизнь — это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный, покаянный исход возможен только здесь, на земле.

Как часто в душу человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния, отчаяния и тоски… Да мало ли их? Имя им "легион". Это и есть действие на душу бесов.

В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: "Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!" И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним своё "благое неверие" во всю эту мрачную ложь. Сказать: "Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть только с Тобой!"

Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы — человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.

Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять — что с нами происходит!

Вот почему Господь говорит: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38)". Бодрость — это трезвенное внимание к состоянию своего сердца, а молитва — непрестанное живое общение с Богом, забота о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана "принимает вид Ангела света" — это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но — желающего жить духовной жизнью "по-своему", руководствуясь "собственным мнением". Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни вообще нет и не может быть, зато легко прогрессируют всевозможные безумства, именуемые "прелестью". По единодушному мнению Святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, Исповедь и Причастие, домашняя и церковная молитва — необходимые средства для стяжания "Духа Христова", того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.

Священник Димитрий Шишкин