1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Моя Родина

Печать

Written by Владислав Тихонов

 Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах

С.Есенин

Наверняка Сергей Александрович Есенин когда писал про «дремотную Азию» и не думал про Казахстан и про храмы, которые находились на территории тогдашнего Туркестанского края. А вот читаешь есенинские строчки — и мысленно переносишься домой, в Казахстан, так и видишь, как горячий сонный воздух обволакивает золотой купол храма.rodina

Так и представляешь, как ты идешь по улице, деревьев мало, солнышко припекает (+45 в тени), воздух как будто пропитан дремотой, даже мухи не летают, спят. Соседи идут по делам — кто на рынок, кто в гости, обязательно подойдешь, поздороваешься, спросишь как дела дома, как семья, дети — иначе обида, не оказал внимания, значит старших не уважаешь. Увидят через дорогу — и через дорогу поинтересуются. В ответ спросят про твои дела, поинтересуются как родители, ездил ли папа на рыбалку, как мама с домом управляется? Рассказываешь и чувствуешь, что человеку не безразлична твоя семья, твои заботы — дадут совет в житейских трудностях. Обязательно пригласят в себе в дом, на чай. Каждая хозяйка следит за своим домом — рано утром, пока не встало солнце и не давит жара, женщины метут дворы, тротуар возле дома, потом все побрызгают водой и идут готовить завтрак. Те женщины, которые держат подсобное хозяйство, наша улица держит практически вся, те встают еще раньше, чтобы покормить корову, подоить ее и убрать за ней; покормить кур, уток, индюков, у кого-то есть голуби.

Идешь по улице — рядом бежит в арыке вода, чтобы дать живительную влагу тополям, что растут вдоль дороги, дать влагу огородам, которые посажены у тебя и у соседей. Огород — это гордость каждого хозяина и хозяйки. Вечерами, когда спадает жара, к нам приходят соседи просто поговорить о том о сём, и поинтересоваться огородом: что посадили, как растёт, есть ли вредители и можно ли сейчас опрыскивать? А какой же разговор без душистого и ароматного чая?! Вот в такой обстановке и проходят дни.

Почти в конце улицы, неожиданно, появляется река — Сыр-Дария. Её название переводится как «полноводная река». У древних греков она именовалась «Яхартес», местное население переняло это название, немного изменив его на «Яксарт». Начало реки лежит в горах, в высоких нагорьях Тянь-Шаня, в том месте, где сливаются две реки — Нарын и Карадарья. У Сыр-Дарии свой характер, непредсказуемый: то она спокойна, как старуха — думает о чем-то своем, то вдруг взыграет, как степной жеребец — тогда и небо чернеет и ветер хлещет по лицу каплями дождя. Ежедневно Дария меняет свое дно: если ты вчера купался на мелководье, то на следующий день можешь попасть на глубину и наоборот, если прыгал в глубину, то можешь попасть на мелководье. Раньше Сыр-Дария была судоходной рекой, по ней ходили пароходы. Свои воды Сыр- Дария несет к печально известному морю — Аралу. Когда-то Арал был большим морем, теперь же он напоминает озеро.

История города ярка и разнообразна. Сначала крепость, потом форт Перовский, в честь генерал-губернатора В. А. Перовского, потом столица Казахской АССР — Кызылорда.

Говорят, что возле берега, в городской черте, лежит большой котел, в котором варили еду все племена кочующие по этим местам, когда они собирались вместе для торга или соревнований. Края этого котла можно видеть во время сильного падения уровня воды. Возможно это всего лишь легенда, пускай же она ею и останется.

Техническая история начинается с присоединения Туркестанского края к России. С приходом российского правления были открыты начальные школы, начали работать кирпичный завод, ветряные мельницы, мастерские, лавки, и, конечно же, храм и мечеть. После сдачи в эксплуатацию железной дороги Оренбург — Ташкент в 1905 году, в городе построены здание вокзала и депо.

В 30-х годах прошлого века сюда ссылали практически людей всех национальностей. До сих пор живут на этой земле немцы, корейцы, белорусы, чеченцы, дагестанцы, китайцы — все те, кто был неугоден Советской власти. Сюда же отправляли «врагов народа» – ученых, инженеров, священников. Местное население принимало их к себе в дома, как своих. И происходило чудо — люди совершенно не знающие языка друг друга, понимали друг друга с полуслова. Соседи-мусульмане говорят, что «благодаря Советской власти на нашей земле родилась новая нация, которая собрала обычаи всех наций». То есть местное население принимало обычаи переселенцев, а переселенцы обычаи местные.

Случайно (а может и нет) мне попались воспоминания сестер Марфо-Мариинской обители, как их ссылали к нам в город, как их принимали местные жители и как они жили. Говорят, что где-то в центре города, тогда это была окраина, есть захоронение монахов, что они жили все в одном доме и когда кто-то из них умирал, то оставшиеся монахи хоронили брата в погребе.

Настоящим же архитектурным сокровищем для жителей являются храм, в честь иконы Казанской Божией Матери, и мечеть Айтбая. Оба здания построены очень давно — 1896г. и 1878г. соответственно.

Мечеть была построена на средства бухарского купца Айтбая Балтабаева, при ней существовало медресе (учебное заведение совмещающее школу и мусульманскую духовную семинарию).

Храм был построен на средства прихожан и на деньги из казны.

Первый храм был построен из сырца (глиняный кирпич) и покрыт кошмой ( материал из овечьей шерсти, напоминает материал для валенок или шинелей). Но его смыла Сыр-Дария, поэтому решено было строить храм из желтого кирпича, подальше от реки. Он сохранился практически без изменений. Чего он только не видел! Чем он только не был! И овощехранилище, и приют для ссыльных, и обсерватория, и музей. Многое, что принадлежало храму утеряно, осталась небольшая часть — икона Божией Матери «Донская» (с ней казаки вступали в поверженную крепость Ак-Мечеть («Ак» - «белая»)), кое-что из церковной утвари. Наш батюшка, отец Виталий, показывал Апостол, дореволюционного издания, в котором чернильным карандашом было написано что «Сего года (дата написана неразборчиво) вино на Литургии обратилось в Кровь». Когда и кому было явлено это чудо — неизвестно. Но есть и другое чудо — на Крещение и на Пасху храм полон людьми разных национальностей и вероисповеданий. Рядом стоят христианин и мусульманин, иудей и протестант, буддист и атеист. Что их приводит в храм, пусть только в такие дни? Не знаю.

P.S. В начале мая 2012 года к нам привозили мощи Матроны Московской. Для нашего города это сенсация. Все шли со своими проблемами и бедами. ВСЕ.

Владислав Тихонов, 1 курс специалитета СПДС