1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Станет ли Саратов мормонским центром?

Печать

Written by Игумен Нектарий (Морозов)

Масштабные строительные работы, развернувшиеся в центре Саратова, по адресу: улица имени Максима Горького, дом 65, вряд ли смогли бы надолго привлечь к себе внимание общественности, если бы… Если бы их не вела организация “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней”, более известная в нашей стране как секта мормонов.

МормоныЕсли точнее называть адрес того комплекса строений, который задуман руководством организации, как административный и культовый центр секты, то это улица Максима Горького, д. 63 и 65. Строения (всего 17 объектов) были приобретены московской организацией секты мормонов в собственность, а земля взята в аренду на двадцатилетний срок. Работы по реконструкции выкупленных зданий ведутся очень быстро, с большим размахом, чувствуется, что в средствах заказчики отнюдь не стеснены.

Информация о том, что в Саратове создается база для продвижения мормонской идеологии в регионе и за его пределами, вызвала серьезную обеспокоенность Саратовского епархиального управления. От имени Епископа Саратовского и Вольского Лонгина губернатору области Д.Ф. Аяцкову, мэру Саратова Ю.Н. Аксененко и главному архитектору города В.Г. Виричу были направлены письма с просьбой не допустить строительства в Саратове мормонского центра. А на 30 июля в 11.00 запланирован митинг на Театральной площади, главной целью которого также является убедить администрацию области и города не дать мормонам возможности "прописаться" в Саратове уже навсегда.

Что заставляет епархию проявлять такую, как полагают некоторые, "чрезмерную социальную активность"? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно даже очень приблизительно познакомиться с историей мормонов, которая содержит в себе множество не только неприглядных, но и просто страшных страниц. Например, таких как имевшее место в штате Юта в 1857 году массовое убийство ее членами переселенцев-немормонов (тогда по приказу своего "пророка" Бригама Янга мормоны перебили более 120 человек, преимущественно женщин и детей) [1]. Надо сказать, что вообще по учению секты убийство людей вполне допустимая вещь: "Возлюбите ли вы… мужчину или женщину настолько, чтобы пролить их кровь? Я могу вам привести множество примеров, когда людей праведно закалывали для того, чтобы искупить их грехи… нечестивость и пренебрежение народов запрещают этому принципу осуществляться в полную силу, но настанет время, когда Закон Божий заработает в полную силу [2]

Своей скандальной известностью секта во многом обязана и практике многоженства. У ее основателя, Джозефа Смита было до 80 жен. Погиб Смит в перестрелке, застрелив перед смертью двух человек, после чего был провозглашен мучеником [3]. Вообще начальный этап становления "Святых последних дней" был крайне бурным, атмосфера террора и доносительства, царившая в ранних мормонских поселениях, достаточно ярко описана в "Этюде в багровых тонах" знаменитого Артура Конан-Дойля [4].

В настоящее время секта мормонов широко представлена во всем мире. Ее отличают характерные признаки тоталитарного культа, наносящего ущерб личности, обществу и государственной безопасности в целом. В ней используются приемы манипулирования сознанием адептов, их отчуждения от привычного круга общения (в том числе и от родных), отсечения от основных источников информации. Вовлеченный в секту и оставшийся в ней адепт превращается в полностью управляемого, лишенного самостоятельности человека, всецело преданного учению мормонов, не имеющего права ни на критику самых абсурдных его идей, ни даже на критические мысли о своих лидерах. Адепт секты оказывается под тотальным контролем: в его жизни контролируется абсолютно все, включая поведение, эмоции и мысли. Даже в случае выхода из секты процесс социализации бывших ее членов протекает крайне болезненно, поскольку ощущение собственной "вины", "греховности", "неполноценности", привитое им их "наставниками", изживается с большим трудом.

Характерно для мормонских проповедников утаивание от "объекта обработки" правду. При первом знакомстве членами секты активно используется обман: от новообращенного скрывают, как обязан он будет жить после нескольких лет пребывания в организации. Желая завоевать доверие потенциальных адептов, мормоны выдают себя за христиан, каковыми отнюдь не являются.

Деятельность мормонов не ограничивается чисто "религиозными" аспектами. Эта секта является крупнейшей финансовой корпорацией (ее члены обязаны отчислять в пользу секты от 10 до 27% своего ежемесячного дохода); только в 1996 году от "десятины" в мормонский центр Солт-Лейк-Сити поступило более 5 милиардов долларов. Колоссальная финансовая база организации и железная дисциплина позволяют достигать во внедрении в экономику стран, подвергшихся мормонской экспансии, максимальных результатов в рекордные сроки. Однако особую обеспокоенность наряду с этим вызывает и другое, совершенно не ассоциирующееся с привычной для религиозной организации деятельностью обстоятельство: в России мормонских проповедников неоднократно задерживали на территории закрытых военных объектов.

"Секта мормонов, - пишет газета "Калининградская правда", - активно используется спецслужбами США и Германии в качестве прикрытия для проведения разведывательной деятельности по сбору закрытой информации (социально-политического, экономического и военного характера) на территории России, вмешательства во внутриполитические процессы, происходящие в стране, разжигания межконфессиональной розни. Особое внимание зарубежные миссионеры уделяют разведывательному проникновению на особорежимные военные объекты, установлению непосредственных контактов с военнослужащими. Определенная часть молодых мормонов, возвращающихся в США после миссионерской деятельности, … поступает на службу в ЦРУ и ФБР США" [5].

Естественно, что при всей совокупности вышесказанного факт создания мормонского центра в Саратове не может не вызывать у епархии, да и у всей здравомыслящей общественности негативной реакции. Тем более, что имеется информация, что руководство секты предполагает разместить там же, на улице Горького, и свой храм. По разным данным это будет либо второй, либо вообще первый храм - не приход или молитвенный дом, - а именно храм мормонов на территории России: везде их попытки строительства храмовых помещений встречали дружное сопротивление. Известно, что из мест, в которых мормонам удается все же построить свой храм, впоследствии они уже не уходят. А раз так, то Саратов рискует превратиться в крупнейший в России мормонский центр - со всеми вытекающими из этого последствиями. Город в таком случае станет местом "паломничества" мормонов из других областей России, стран СНГ и дальнего зарубежья, регион окажется наводнен проповедниками секты, и наши соотечественники, жители Саратовской области, будут активно вовлекаться в секту, на наших глазах будут ломаться судьбы знакомых и близких нам людей.

Вызывает чувство протеста и то обстоятельство, что на нашей земле будут совершаться тайные ритуалы, в том числе и откровенно кощунственного характера, такие как "крещение мертвых" или "бракосочетание с мертвыми".

Православная Церковь не может брать на себя функцию главного борца с сектами. Однако, к сожалению, мы живем в обществе, в котором угроза тоталитарных сект до конца еще не осмыслена. Православная же Церковь, куда люди после столкновения с сектами приходят искать помощи, эту угрозу вполне представляет, что и заставляет ее служителей заниматься деятельностью не только миссионерской и проповеднической, но и прямо антисектантской. Но многие вопросы могут в данном случае решаться и регулироваться лишь властью - и ответственной перед обществом за его безопасность, и имеющей средства эту ответственность реализовать. И поэтому к властям аппелирует сейчас епархия. И мы можем только радоваться тому, что параллельно с этим звучат голоса против мормонской экспансии в Саратове и на телевидении, и в прессе, и просто в кругах городской и областной общественности. Это дает надежду на то, что Саратов, именовавшийся когда-то столицей Поволжья, не станет все-таки столицей мормонов в России.

Игумен Нектарий (Морозов)

    1. См.: Александр Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новогород, 2003. С. 119 ^
    2. Председатель Бригам Янг. Journal of Discourses (Журнал Рассуждений), том 44, с. 219, 220. ^
    3. См.: Александр Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. С. 118. ^
    4. См.: Там же. С. 119. ^
    5. Калининградская правда от 23.09.2000. ^