1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Владыка Лонгин: «Никогда не поздно прислушаться к своему сердцу»

Печать

Written by Беседовала Алена Егорова

По каким канонам живет современное общество? Можно ли в нынешних условиях воспитать духовно полноценную личность? Почему современная молодежь выбирает виртуальную жизнь вместо живого общения? Об этом в канун нового учебного года корреспондент «АиФ-Саратов» беседует с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

Общество живет инстинктами

Владыка ЛонгинВладыка, в вопросе, откуда берет свои истоки воспитание, нет единого мнения. Родители перекладывают ответственность на школу, учителя — на общество. Что, на Ваш взгляд, играет решающую роль в формировании личности маленького человека?

— Таких факторов — множество. Сложно измерить на аптечных весах, в какой мере каждый из них влияет на человека: семья, школа, общество… Все они оказывают свое влияние, причем в разном возрасте — по-разному. Конечно, в детстве главной для ребенка должна быть семья. Сумеет ли она сохранить ведущую роль в его жизни, когда он переступит порог школы? Это зависит от того, насколько она состоятельна в духовном плане, на какие ценности ориентируется. Смогут ли учителя, наставники остаться в сердце молодого человека, когда его душой овладеет общество — опять же зависит от того, что представляет собой школа. Думаю, только гармоничное сочетание этих составляющих позволяет воспитать настоящую личность, продолжателя семейных традиций и гражданина своего Отечества.

— А вера, религия может помочь?

— Вера даже в светском обществе зачастую играет решающую роль, даже если этот факт не осознается или даже отвергается им. Давайте посмотрим на те установления, которые общество считает своими базовыми нравственными ценностями: моногамная семья, почтение к старшим, любовь к детям, недопустимость насилия над человеком — все это изначально является религиозными ценностями.

Другое дело, что сегодня эти традиционные ценности перестают быть нормой. Посмотрите, какими ужасающими темпами растет число детей-отказников. И, если женщина отказывается от своего ребенка, окружающие искренне недоумевают: «Как же можно так поступать! Она же мать!». Но истоки беды — даже не в конкретном человеке. Дело в том, что современное общество во многом живет не традиционными ценностями, а инстинктами. Если ребенок с молоком матери впитывает установку современного общества: ты должен взять от жизни как можно больше,— он вырастает потребителем, умеющим только брать. А рождение, воспитание детей — это, прежде всего, умение отдавать, жертвовать собой. Следствие потребительской идеологии — брошенные малыши, забытые старики, демографический кризис, одиночество...

— То есть современные условия не позволяют говорить о воспитании духовно полноценной личности?

— Внешние условия во все времена были непростыми. В процессе же воспитания следует опираться на опыт, традиции, взаимосвязь поколений, полноценное образование. Когда нынешнего школьника спрашивают: «Где была Куликовская битва: на Чудском озере или на Курской дуге?»,— и он надолго задумывается, пытаясь выбрать из двух предложенных вариантов «правильный», конечно, все разговоры о духовной личности бессмысленны. Ребенок должен иметь представление, кто он, где родился, чем жила и живет его родина. Ему необходимо иметь иерархию ценностей, которая позволила бы ему остаться человеком.

Увы, господствующая в обществе атмосфера не способствует этому. Его сегодняшние «идеалы» в открытую противостоят идеалам жертвенности, взаимопомощи и патриотизма. Все это считается устаревшим. «Убойная сила» современной идеологии потребления – в том, что она апеллирует к инстинктам, которые очень просто удовлетворить. Те же дела и чувства, которые требуют внутреннего усилия, концентрации, отдачи и самопожертвования, даются сложно. Спускаться вниз всегда проще, чем подниматься наверх.

Сегодня воспитание духовно полноценной личности — трудная, но все еще выполнимая задача. И первый шаг на пути к этому — знакомство с нравственным опытом человечества, потому как общество, отвергающее традиции, обречено.

Жертва «новому богу»

— Нынешняя система образования все больше опирается на опыт Запада. Не повредит ли это подрастающему поколению?

— Западный опыт разнообразен, из него можно почерпнуть немало полезного, ведь та же советская, а по сути — русская классическая система образования имеет немецкие корни. Но все было бы замечательно, перенимай мы лишь положительные примеры. Например, сомнительно нынешнее увлечение Болонской системой высшего образования (двухуровневая система с бакалавриатом и магистратурой. -Авт.). У целого ряда европейских ученых она вызывает большой скепсис, а мы внедряем ее без всяких обсуждений. Скачать торренты Безусловно, в ней есть плюсы: унификация стандартов позволит российским студентам обучаться за рубежом. Но сама суть системы вызывает опасение: ведь это не что иное, как предпродажная подготовка образования. То есть мы в очередной раз приносим жертву «новому богу» современного общества — рынку.

Сумеем ли мы безболезненно внедрить эту систему? Посмотрим. У нас перед глазами опыт введения ЕГЭ, который показал: какими бы демократическими не выглядели цели нововведений, итог оказывается максимально нелиберальным. Вспомните, как протестовало против системы ЕГЭ общество – в первую очередь, ректоры вузов, ученые. Но была и есть некая команда чиновников, которая продавливала свои инициативы. Если мы продолжим таким же образом «перенимать опыт», то наломаем много дров. Да, у нас сильный народ, мы многое перенесли и сумеем перенести в очередной раз, адаптироваться, но и потерь не избежать.

— Некоторое время назад было много дискуссий по вопросу преподавания в школах основ православной культуры...

— Почему ни у кого не вызывает вопросов введение в республиках Северного Кавказа, мусульманских регионах Среднего Поволжья основ ислама, именно как основ вероучения? А основы православной культуры по определению — предмет светский, изучающий культурологический и отчасти историософский аспект православия. Я глубоко убежден, что вводить этот предмет следовало еще 15-20 лет назад. В Саратовской области в ряде районов основы православной культуры изучаются уже лет пять, причем по инициативе родителей и учеников. И там, где этот предмет преподается, никогда не было никакой негативной реакции.

Суррогат действительности

— Многим детям книги и живое общение давно заменили компьютеры и интернет. Это тревожная тенденция или веление времени?

— Мне не хотелось бы приумножать страхи, но это действительно тревожная тенденция нашего времени. У всеобщей компьютеризации, как у любого другого изобретения человечества, — две стороны. Высокие технологии, безусловно, помогают развиваться, облегчают жизнь. Но как много мы теряем в итоге? Когда бездушная машина заменяет для подрастающего поколения все формы живого общения, чтение книг, ничего хорошего ожидать нельзя. Поэтому я советовал бы родителям, прежде чем допускать ребенка к компьютеру, к этому сильнейшему суррогату действительности, сначала научить его жить в реальном мире, общаться с реальными людьми, с самим собой.

— Почему молодежь сегодня редко ходит в храм?

— Это некое клише, которое досталось нам с атеистических времен. Молодежь ходит в храм, но ведь у нас в принципе общество немолодое, поэтому процент молодых людей среди наших прихожан примерно таков, как в обществе в целом. Знаете, я вообще против категоричного разделения на молодых и немолодых в их отношении к вере. Если человек любого возраста по дороге домой или на работу, вместо того, чтобы забежать в магазин или кафе, останавливается у храма, решается в него зайти, значит, он готов прислушаться к своему сердцу. Сделать это никогда не поздно.

Беседовала Алена Егорова

источник: www.eparhia-saratov.ru


Справка АиФ:

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин — управляющий Саратовской епархией Русской Православной Церкви, ректор Саратовской православной духовной семинарии, член Общественной палаты Российской Федерации с 2005 года.

«АиФ-Саратов», № 35, 2010 г.