1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Масленица

Печать

Written by Священник Димитрий Васильев

МасленицаНачало года у русского человека традиционно ассоциируется с праздничными событиями, как гражданскими, так и православными. Новогодние торжества, Рождество, Крещение, чуть погодя — проводы зимы, Масленица… Все как положено, с фейерверками, распитием спиртных напитков на берегу свежей проруби, февральскими валентинками и ритуальным сожжением соломенных чучел на городских и сельских площадях. Благословленные седыми веками и квадратным телевизором, традиции веселья впечатались в сознание людей как картинки с агитационных плакатов, и лишь особо посвященным (слово-то какое пафосное получилось!) известно о новогодних богослужениях, о том, как правильно употреблять святую крещенскую воду, о истинной любви и особенностях проведения сырной седмицы (то есть — масленицы). В последнем хотелось бы разобраться поподробнее, хотя бы для того, чтобы защитить термин «традиция» от того, что с ним, опять же, по традиции, делают в средствах массовой информации.

Народные обычаи, сами по себе, явление положительное. В отрыве от языческих корней (ну кто из нас, угощаясь блинами, думает, что он «причащается» самому солнцу?) они поддерживают связь между нами и нашими предками, являются одним из способов национальной самоидентификации, да просто дают повод повеселиться. В самом веселье, кстати, тоже нет ничего предосудительного, тем более в наше время и с нашим ритмом жизни, когда, порой, от невинного будильника до серьезного нервного срыва рукой подать. Другое дело, что упоминая о «народных традициях», нельзя забывать, что народ это не однородная безликая масса, электорат, а совокупность самых различных человеческих групп «по интересам» даже в пределах одной национальности, и традиции, присущие одним группам, совсем не обязательно должны что-то значить для других. Взять, хотя бы тот же Валентинов день. Даже если закрыть глаза на его абсолютную нетрадиционность для России (поздно уже что-то менять), все равно хочется спросить господ рекламодателей: дорогие вы наши, с чего вы взяли, что абсолютное большинство вашей целевой аудитории влюбленные люди? Нет, даже так — взаимно влюбленные? У нас мало одиноких людей, мало страдающих от безответной любви? А куда девать тех, кто недавно расстался со своей любовью по причине серьезной ссоры, развода или же автокатастрофы? Неужели им не больно видеть повсеместно эти сердечки в гламурненьких кружевах? Для них этот день отнюдь не самый хороший повод для примирения, а лишь горькое напоминание о собственном одиночестве, вгоняющий в уныние рекламный бренд. Хотя, конечно, речь здесь не о несчастных сердцах, а о том, что одни и те же традиции не обязательно традиционны для всех и ведут к хорошему настроению.

Нечто похожее происходит и во время Масленицы. Многим православным людям видеть то, что так называемые «традиционалисты» делают с христианским смыслом этой недели, последней перед постом, просто грустно. Попался мне как-то на глаза в одной из школ яркий плакатик, подробно иллюстрирующий, как правильно проводили каждый из дней этой праздничной недели наши дореволюционные предки. «Встречи», «заигрыши» и «лакомки» — так назывались в народе понедельник, вторник и среда масляной недели, которые красочно представлялись санями с разлетающимися из них пирогами и блинами, а за накрытым столом сидел колоритный мужичина в кафтане, буквально мечущий в себя под аккомпанемент балалайки красную икру с целиком зажаренными аппетитными курами… Постойте-постойте, какие куры, тут же возмутился мой, тогда еще только воцерковлявшийся, разум!? Неделя-то, по уставу, безмясная, а курица, как говорится, хоть и не птица, но все ж таки еще и не рыба… Потом, через некоторое время глубже познакомившись с особенностями представлений современных телевизионщиков о религиозных обычаях наших предков (точнее, с особенностями подачи материала), я тот незатейливый школьный плакатик вспоминаю разве что с улыбкой. Да, ни для кого не секрет, что рождественские гадания на Руси имели место быть. Но зачем же этот языческий обычай, это суеверие превращать чуть ли не в основное наполнение Христова праздника? Зачем купание в проруби на Крещенье делать панацеей ото всех болезней и, даже, в некотором роде, экстремальной заменой Таинству Исповеди для всех желающих, зачастую трезвых весьма условно? Происходит подмена понятий, и романтическое мракобесие становится «православной» нормой, в то время как самой традиции, в лучшем случае, отводится две строчки в примечаниях мелким шрифтом. Масленица в телеэфире – это некий праздник живота и народные гуляния без оглядки, масленица церковная – седмица с покаянными молитвами Ефрема Сирина, последние приготовления к Великому посту

Словом, не нужно вместе с водою выплескивать младенца. Сходить с детьми на праздник весны, даже поглядеть, если интересно, на костер, пригласить родственников на блины — все это неотъемлемые атрибуты Масленицы и в них нет ничего предосудительного (конечно, при условии того, что никто не ушел в запой после гуляний), но если уж мы говорим о христианских традициях, давайте не будем забывать и о том, что это за неделя, что это за время, когда все православные христиане, которыми мы традиционно себя считаем, готовятся к особенному времени покаяния, молитвы и особенно внимательного отношения к своим ближним. Ведь пост — это прежде всего не диета, а подвиг любви друг ко другу, время доброты и взаимопомощи, заботы и уважения… Наверное, поэтому во время поста происходит так много семейных ссор и скандалов: ведь сатана прекрасно знает, что, зачастую, самое главное и дорогое в нашей душе есть и самое уязвимое, вот и бьет туда, где больнее всего, сея семенами ненависти туда, где на самом деле должна расти любовь.

Если человек помнит о том, что в его жизни должно быть главным, ему вряд ли повредит знакомство с народными традициями. Рождественские колядки, сжигание чучел, купание в проруби, катание яиц на Пасху — все это не более чем милые и традиционные народные развлечения, которым вполне можно отвести свой уголок в нашей жизни, при условии, что они не заслоняют от нас главного. А главной для нас, если уж мы назвались православными, должна быть любовь друг ко другу. Сходите с семьей на праздник, угостите друг друга блинами, зайдите в гости к тем, кого давно не видели. И, конечно же, не забудьте помириться при этом со всеми, кого невзначай чем-то обидели, или же на кого обиделись сами — масленичные застолья прекрасный для этого повод. Ну, а с кем не успеете уладить все нюансы за неделю, с теми не забудьте помириться в день прощенного воскресенья, чтобы Господь наш простил нас точно так же, как и мы простили всем, кто нам что-то еще должен.

Священник Димитрий Васильев