1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вместе или врозь

Печать

Written by Беседовала Алиса Захарова

Почему молодое поколение живет вне Церкви? Что привлекает юношей и девушек в храм, а что мешает? В чем они находят смысл жизни? Эти вопросы задавала корреспондент Алиса Захарова, проводя опрос для нашего портала Воцерковление.ru

Спросите на улице случайного прохожего, каким он представляет себе типичного прихожанина православного храма, его возраст, социальное положение, привычки. Как пенсионерку в платочке или как студента престижного ВУЗа? Скорее всего ответят, что это Церковь наших бабушек и дедушек, может быть, родителей, но никак не друзей или одногруппников.

Заинтересовать далеких от Церкви молодых людей, как мне кажется, очень непросто. В современном обществе молодежь все чаще остается глуха к непонятному и устаревшему, по ее мнению, языку Церкви. Православие воспринимается как система непонятных запретов на естественные удовольствия и радости жизни. Молодые люди не понимают почему Церковь запрещает курить, ходить на дискотеки, модно одеваться, жить с любимым человеком до брака? Зачем соблюдать строгие посты, ходить на длинные непонятные службы? Церковь отвечает на эти вопросы, однако ответы не всегда удовлетворяют молодых людей.

И здесь встает первая проблема – отдаление молодежи от Церкви. Это говорит о том, что большая ее часть остается вне Церкви.

Еще в 90-е годы среди молодежи были распространены две основные тенденции. Первая выражалось в том, что многие молодые люди очень жестко стали делать карьеру, работая по 24 часа в сутки. Они понимали, или скорее чувствовали, что идет передел собственности и надо попытаться принять в этом участие. Все разговоры были только о деньгах. Многие мечтали уехать за границу, и сделали это. И в то же время у большой части молодежи была совершенно противоположная реакция на происходящее — погружение в «альтернативную» реальность. Кто-то ушел в неформальные движения, кто-то в подполье.

Сейчас мы видим совершенно другую молодежь. Во-первых, нет такого массового, жесткого желания денег. Все-таки жизнь стала стабильнее. Есть более или менее нормальная работа, которая не требует круглосуточной отдачи, поэтому остается время на какие-то интересы. Возможно, что поколение 2000-х более думающее, в нем больше людей, которые ищут для себя какую-то жизненную философию, интересуются литературой, искусством. У нынешней молодежи опыт 90-х не вызывает симпатии, не служит для нее идеалом. И с ней надо работать как-то по-другому. Делать акцент на общее гармоничное развитие человека — ищущего, увлекающегося.

 

Олег БутовОлег Бутов, предприниматель, 44 года: «В жизни современной молодежи роль Церкви не велика потому, что нынешнее поколение является дезориентированным, в отличие от тех, кто жил полвека тому назад. Сейчас нет ориентиров. Воспитанием молодежи никто не занимается: родители заняты добыванием хлеба насущного, СМИ культивируют потребительское отношение к жизни: «получай больше наслаждения!» Современная культура также предлагает молодежи «прожигать» жизнь или тяжело работать и зарабатывать больше денег, чтобы идти, условно говоря, по трупам, ради достижения личной цели. Это противоречит тем идеалам, которые проповедует Церковь. Поэтому молодежи приходится выбирать. И как ни прискорбно, но молодые люди больше прислушиваются к тем идеям, которые предлагает массовая культура.

Это не значит, что молодежь не ищет истины. Человек более-менее опытный понимает, что все эти ценности временные, и ищет что-то более фундаментальное. Хотя Церковь не привлекает основную массу молодежи, но это то место, где молодой человек может найти прочную опору для своей жизни.

Современные юноши и девушки считают, что надо знать слишком много правил и норм поведения. Надо изменить свой образ жизни, отказать себе во многих пристрастиях и увлечениях. Запретить себе то, что всегда считал важным, то, что тебя интересовало. Иными словами, считается, что, приобретая церковный опыт жизни, надо непременно отказаться от своего. Естественно, молодых людей это пугает. Они говорят так: «Мне еще слишком рано жить церковной жизнью, я не готов к этому». Надо знать, как правильно креститься, как правильно молиться, говорить и думать. Само же церковное общество только укрепляет такую позицию, относясь к молодежи с предубеждением, считая, что она ведет не тот образ жизни: выглядит не так, слушает и смотрит не то, одевается не как положено и вообще всё делает неправильно. Причем «неправильность» обычно состоит именно в том, что молодые живут иначе, чем старшие, которых в нашей Церкви большинство.
Вот и видишь, как пришедшие в храм юноша или девушка либо бегут прочь, напуганные тем, что здесь надо вести себя как-то по-особенному, либо пытаются говорить и выглядеть так, как их учат бабушки. В результате это приводит к тому, что их поведение и духовная жизнь, по крайней мере, неестественна, а часто просто губительна для них.
Главное здесь — это не сменить джинсы на черные брюки, а брюки на юбку. Если мы слушали любимую музыку, не надо сразу отказываться от нее и слушать только церковные песнопения, хотя слушая их нельзя не удивляться их красоте и глубине смысла. Наша свобода выбора не отменяется, но подтверждается опытом. Зачастую наш прошлый опыт помогает нам уже в новой жизни. Если мы не можем отказаться от своих привычек, иногда даже греховных, то из этого не следует, что мы не можем идти к Богу».

 

Галина АндрейкинаГалина Андрейкина, пенсионерка, 71 год: «Современная молодежь очень разная. Было бы огромной ошибкой судить поверхностно и стричь всех под одну гребенку. Тяга к высокому идеалу молодым свойственна даже в большей мере‚ чем людям старшего возраста‚ которые чаще бывают отмечены внутренней усталостью. Но в то же время мы видим в молодежной среде разврат‚ наркоманию‚ стремление к обогащению и безудержному потреблению. Иногда общество как бы подталкивает юношу или девушку вступить на весьма скользкий путь‚ чтобы заработать на жизнь. Распутство‚ пьянство‚ наркотики‚ нечестная нажива – всё это разрушает человека духовно и физически. В конце концов‚ он теряет от такой жизни всякую радость: душа пуста и неспособна к счастью. Потому молодым сегодня приходится делать трудный выбор. За то‚ чтобы оставаться самим собой‚ надо порой платить высокую цену. Но дело того стоит.

И здесь Церкви было бы неплохо говорить на одном языке с молодыми людьми. Я говорю о способности священника проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения. Безусловно, такое общение должно быть искренним. Оно должно быть проникнуто любовью к этим людям‚ вне зависимости от того‚ насколько они приятны или открыты для общения. И если молодые люди почувствуют‚ что Церковь обращается к ним с искренней любовью‚ вот тогда эти молодые люди будут приходить в храм».

 

Священник Андрей АскаровСвященник Андрей Аскаров, настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы р.п. Ровное Саратовской области: «Я бы не сказал, что молодежь не идет в Церковь. Она туда стремится. Молодые ребята задумываются о смысле жизни, о том, что они будут делать после окончания школы, высшего учебного заведения. Но не каждый стремится найти ответ на свой вопрос. Я не соглашусь с тем, что парни и девушки не приходят в храмы. Их, конечно, все же меньше, чем людей старшего поколения. Приведу пример. Я служу в селе Ровном всего три месяца. По приезде туда, в первую очередь обратился в местную редакцию, где мы стали вести небольшую колонку «Слово пастыря». Недавно проходило мероприятие среди школьников, в ходе которого учащиеся разбирали моменты из Священного Писания.

И многие ученики сказали, что они частенько читают нашу православную страничку в газете, черпают оттуда интересную для них информацию. Нам приятно, что наши труды не остаются незамеченными молодыми людьми.

На самом деле, молодежь порой просто стесняется идти в Церковь, стесняются друг друга и старшего поколения в храме. Им удобнее посмотреть какие-то сведения в Интернете, почитать ту или иную литературу. Наверное, каждый из них рассуждал со своими друзьями на тему Бога. Хотя бы раз в жизни этот вопрос вставал перед ними. Но их родители не всегда могли им рассказать о Боге. Воспитание подрастающего поколения зачастую сводилось и сводится к тому, что родители стремятся просто накормить, напоить, одеть своих детей. О том, что необходимо дать духовно-нравственное воспитание своим детям, дать им тот стержень, благодаря которому человек не сломается, об этом многие папы и мамы забывают. Порой не нужно сыну или дочери красивой одежды или вкусного торта, им требуется та самая сердцевина, которая будет опорой, оплотом в их жизни. Молодежь, основываясь на материальных благах, в какой-то момент может сломаться. Если же молодые люди по жизни будут опираться на духовно-нравственные начала, то, столкнувшись с трудностями на своем пути, они преодолеют их. Совершив же какие-то ошибки, они придут в храм, чтобы найти ответы и вновь обрести свой путь».

 

Ольга ЗлобинаОльга Злобина, врач, студентка Свято-Тихоновского университета, 24 года: «Молодое поколение сейчас стремится к Церкви, их очень немало, но возможно, по сравнению с остальной молодежью, их во много раз меньше. Остальная молодежь ищет смысл жизни в развлечениях, которые навязаны СМИ, современной культурой, развратом, пропагандой «свободного» образа жизни. Только эта свобода от ответственности, это рабство современным тенденциям, в которых на первом месте «люби себя, не отказывай себе ни в чем». Когда молодой человек задумывается о духовности Православия, она либо начинает ему мешать: так как к вышеперечисленным современным «благам» будет запрет, либо начинает раздражать лишение земных удовольствий. С другой стороны, его это обличает, он чувствует стыд и считает, что никогда в жизни не сможет измениться и что даже пытаться не стоит. Потом человек, возможно, просто спит, а если все же просыпается, то начинает искать, приходит к Православию, но видит там грешников, и думает, что раз такие попы и верующие, значит нет истины в их Церкви. Либо он признает истину Церкви, но не живет в ней, по той же причине, что там есть место обману среди людей, там грешники. Но это результат либо гордости, либо незнания Священного Писания, которое говорит нам, что спасаемся мы именно в Церкви.

Также молодое поколение ищет интересной жизни, не зная Православия, считает, что там скучно, серо, мрачно, нет никакой интересной деятельности, никаких отношений, некоторые думают, что там одни монахи и монашки, а если и есть желающие добрых отношений, то они скучные и сумасшедшие... Просто молодежь не видит, что счастье там тоже есть, просто оно другого уровня, оно светлое, оно непорочное. Там есть грешники, но там есть очереди к Исповеди. Люди в Церкви понимают цель своей жизни - это единение с Богом. И люди между собой призваны пребывать в любви, в совершенной любви: «нет больше той любви, как если кто душу положит за друзей своих», сказал Христос. Любовь к врагам, к тем, кто тебе неугоден. Да, со стороны это не всегда видно, но люди стремятся к этому. К свободе от страстей, которые губят душу».

 

 Светлана Чернявская

Светлана Чернявская, художник, 45 лет: «В современных условиях работа с молодежью со стороны Церкви может быть интересной и разноплановой. Например, возможна просветительская работа, способная обратить взгляды студентов на мнение Церкви по тем или иным вопросам. Огромной популярностью в настоящее время пользуются темы о взаимоотношении религии и науки, а также о подготовке к созданию семьи. Сейчас незаслуженно забытой является форма студенческих кружков по изучению Священного Писания. Подобные кружки очень важны как неформальные встречи. Они основаны на принципе свободы и доверия к мнению и опыту собеседников, являясь тем пространством, где Православие может быть воспринято как живая вера пришедших, а не фольклорное достояние прошлого. Также среди православных все больше внимания уделяется делам милосердия. Так сложилось, что именно к Церкви часто обращены просьбы о помощи. Вполне возможна организация некоторых инициативных добровольческих студенческих или школьных групп. К тому же, в вуз может быть приглашен священник для подготовки и проведения специального так называемого «миссионерского богослужения». Нельзя недооценивать важность таких богослужений. Было бы неплохо хотя бы несколько раз в год православной молодежи просто помолиться с теми, кто откликнулся на их призыв, но еще не готов самостоятельно ходить в храм».

 

Юлия КандрушинаЮлия Кандрушина, молодая мама, домохозяйка, 26 лет: «Мне думается‚ что христианский образ жизни – это выбор сильных людей. Такой выбор делается в молодые годы. Религиозная молодежь заслуживает бережного отношения‚ а их духовный дар и талант должны использоваться в полной мере. Часто первые шаги молодых в храме бывают невероятно трудны. Одна из проблем – как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения. Очень непросто даётся порой решение возникающих перед молодыми вопросов. Может случиться‚ что не юноша‚ пришедший в Церковь‚ помогает близким людям идти вперёд‚ а они тянут его назад. Иногда всякая основа для дружбы утрачивается. Именно потому‚ что молодые наиболее подвержены воздействию негативных форм массовой культуры‚ они требуют особого попечения. Нужный подход к их душам найти труднее – ведь надо понять сложные психологические проблемы‚ возникающие в душе молодого человека».

 

 

 

Беседовала Алиса Захарова