1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Святой апостол Иуда

Печать

Written by Воцерковление.ru

2 июля (19 июня) — память апостола Иуды, брата Господня по плоти

ИудаСвятой апостол Иуда принадлежит к числу 12 учеников Господа. Он происходит из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия [1] — дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви (память 23 октября [2]). Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудой Иаковлевым, то есть братом апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил перед Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием.

О том, что Иуда согрешил маловерием, свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: Ибо братья его не веровали в него (Ин. 7:5). Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт [3] разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит: "Поношения поставляли ему (т.е. Христу) и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним".

Но, кроме того, Иуда оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистые Девы Марии, тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифа не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын (святой Иаков) принял Его в совместное владение частью своей и оттого назван потом братом Божиим.

Сознавая эти свои прежние грехи Иуда не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова (Иуд. 1:1).

Кроме названия Иуда Иаковлев, апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матвей называет его Лаввеем и Фаддеем. Названия эти даны апостолу Иуде не без причины. Слово "Леввей" значит: "сердечен". По отношению к апостолу Иуде это название будет означать, что он, Иуда, после соделанных им по неведению прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия, соединился с Ним всем сердцем своим. "Фаддей" же, значит: "хвалящий", ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого апостола Иуды нам известно очень немногое. Вскоре после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо, апостол Иуда, как и все вообще апостолы Христовы отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора [4], "божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма Иерусалимского, поведал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Мессопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю [5], где еще раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Здесь апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем (память 21 августа и 4 января)".

Есть известие, что святой апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это, краткое послание заключает в себе много глубоких и назидательных мыслей. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистой греховной плотской хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства. Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, вере, в молитве, в любви — советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома (Иуд. 1:7 и след). Кроме того, в своем послании святой апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианину.

Много различных стран посетил святой апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и, после различных мучений, повесили на крест и пронзили стрелами. Так окончил подвиг и жизнь свою святой апостол Иуда и отошел к Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяния на небе [6].

  1. От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию — жительницу Вифлиема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресвятой Девы Марии и праведного Иосифа. ^
  2. Даты в тексте даны по старому стилю. ^
  3. Блаженный Феофилакт, архиепископ г. Архиды в Болгарии, известен своим толкованием на Четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г. ^
  4. Никифор Каллист — греческий историк XIV века, оставивший нам "Историю Церкви". ^
  5. Этому Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал свой нерукотворный образ. Едесса — город в Мессопотамии. ^
  6. Святой апостол Иуда скончался около 80 года по Р.Х. По месяцеслову имп. Василия апостол Иуда был в Мессопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелой; по славянскому прологу апостол Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Мессопотамии. По армянскому преданию апостол Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апостолом Варфоломеем в городе Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 году в Ормии и Великой Армении, — ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. Арх. Сергия, т. 2, зам. 19 июня). ^