1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Неделя святых отцев I Вселенского Собора

Печать

Written by Воцерковление.ru

Неделя 7-я по Пасхе

Неделя святых отцев I Вселенского СобораАлександрийский пресвитер Арий, стараясь согласовать учение о Троице с единством Божиим, дошел наконец до того, что дерзнул отвергать Божественность второго Лица Святой Троицы. "Сын Божий, — по его мнению, — был не более как высшее совершеннейшее творение Божества, посредством которого был создан мир. Если же второе Лицо и называется в Священном Писании Сыном Божиим, то вовсе не по естеству, а по усыновлению". Архиепископ Александрийский Александр старался сперва кротостью вразумить Ария. Когда же убеждения его оказались безуспешными и ересь Ария начала распространяться из Александрии по окрестным городам, он торжественно отлучил Ария от Церкви. Арий удалился в Палестину. Здесь принял его под свою защиту прежний товарищ по школе Евсевий, епископ Никомидийский, сильный при царском дворе. При содействии Евсевия ересь быстро распространялась и повсюду произвела раздор, несогласие и мятежи. Император Константин, чтобы положить конец возникшим в Церкви беспорядкам, созвал со всей тогдашней вселенной христианских епископов и предоставил им решение спорного предмета. Собор из 318 епископов открыт был в 325 году в Никее. Император сам присутствовал при его открытии. Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто перед лицом Собора знаменитым Афанасием, в сане архидиакона находившимся при Александрийском епископе. Вследствие сего, собравшиеся Отцы предали анафеме появившуюся ересь, а подлинное учение Вселенской Церкви изложили в первых семи членах Символа веры. Этот Символ был подписан всем Собором, кроме самого Ария и двух египетских епископов. Еретики были извержены из Церкви и посланы императором в заточение.

Определив догмат единосущия Сына с Отцом, Собор решил время празднования Пасхи, постановив праздновать ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Сверх того, он издал 20 правил, касавшихся устройства церковной иерархии и дисциплины. В иерархии утверждено старшинство за епископами Римским, Александрийским и Антиохийским с первосвященническими правами в трех главных частях империи и Церкви. Иерусалимский епископ был сравнен с ними только в почетном имени экзарха.

Арий имел сильную партию при дворе; она так успешно действовала в пользу своего представителя, что император возвратил его из заточения и даже предписал сначала епископу Александрийскому, а потом Константинопольскому, восстановить его в прежнем сане, но смерть заградила Арию вход в Церковь. Ересь его однако не кончилась с его смертью.

Последователи его завладели умом слабого Констанция, преемника Константинова, и при его содействии сделали свое заблуждение господствующим на Востоке и Западе. Констанций всех, держащихся Никейского Символа, велел лишать прав, имущества и ссылать в заточение, а император Валент определил всех, не разбирая ни возраста, ни пола, ни сана, принуждать к принятию арианства, а противящихся казнить. Вследствие этого указа православные страдали при Валенте не менее, как и при языческих императорах. Знаменитейшими борцами Православия были: при Констанции — святой Афанасий Великий, из 46 лет своего святительства проведший 20 лет в изгнании, а при Валенте — святые Василий Великий и Григорий Богослов.