1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Печать

Written by Воцерковление.ru

27 (14) февраля — перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора (1578)
3 октября (20 сентября) — память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245)

Черниговский и боярин его ФеодорСвятой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (†1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника (память 24 мая [1]), который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важным для новгородцев стало то, что благодаря княжению Михаила, Новгород примирился со святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем (память 4 марта), правившем во Владимире, т.к. его жена, святая княгиня Агафия, была сестрой Михаила.

Благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять дружеские узы этих городов.

Святой князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица. Их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1238). В том же году Михаил мирно разрешил на Волыним спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский престол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году в бесчисленном множестве напав на Русскую землю, татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года полчища хана Батыя подступили к Киеву.

Узнав о приближении татаро-монгольского войска, численность которого была около 600 тысяч человек и сознавая, что Киев не сможет устоять против приближающихся врагов, князь Михаил вместе с боярином Феодором бежал в Венгрию искать помощи своей родине. Он пытался побудить венгерского и польского королей, а также германского императора совместными силами организовать отпор общему врагу. Но момент для объединения был упущен: Русь была разгромлена. Позже пришел черед Венгрии и Польши.

Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города на острове, а затем переселился в Чернигов. Князь не терял надежды на возможность объединения христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей — римского папы и германского императора — не поддержала призыв русского митрополита.

Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы произвести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение — его особое разрешение — ярлык. Послы сообщили святому Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Князь получил у своего духовника, епископа Иоанна, благословение и, взяв с собой своего верного советника, боярина Феодора, отправился на верную гибель, потому что в Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против хана Батыя совместно с Венгрией и другими европейскими державами.

Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, ему под угрозой мучительной смерти приказали, прежде чем войти к хану, пройти сквозь "священный" обрядовый огонь и поклониться языческим идолам. На это святой князь ответил: "Да не будет мне, о пребеззаконниче, Христа отврещися и ложным богом твоим поклонитися. Что бо мне тобою претимая мука или настоящее житие противу будущаго Царствия?". Тогда татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко избивали его, после чего один из отступников от Христианской веры по имени Даман отсек голову святому. Святому боярину Феодору за выполнение языческого обряда посулили княжеское достоинство замученного Михаила. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же истязаний ему отрубили голову. Тела святых были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу 20 сентября 1246 года (по другим источникам 20 сентября 1244 года).

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовность умереть с радостью за Христа, татарские хны не решились испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, освященный в их честь. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.

Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником епископом Иоанном. Житие и служба им были составлены в середине XVI века известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

  1. Даты в тексте даны по старому стилю. ^