1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Преподобный Савватий Соловецкий

Печать

Written by Воцерковление.ru

30 (17) апреля — память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478)
12 августа (30 июля) — обретение мощей преподобного Германа Соловецкого
21 (08) августа — перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566)
21 (08) августа — второе перенесение мощей Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992)
10 октября (27 сентября) — память преподобного Савватия Соловецкого (1435)

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Не сохранилось известий о том, откуда родом был преподобный, кто были его родители и в каком возрасте принял он иноческий постриг. Известно только, что в дни митрополита Московского и всея Руси Фотия (1408-1431) старец Савватий подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре [1], основанным преподобным Кириллом (память 9 июня [2]). Преподобный Савватий был любим и почитаем братией обители за строгое исполнение монашеских обетов, беспрекословное послушание и любовь к ближним.

Смиренный инок, бегая тщеславия, искал укрыться славы человеческой. Услышав о том, что на Ладожском озере [3] есть Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на каменистом острове Валаам, отделенном от мира водой, он стал просить игумена и братию отпустить его туда.

Отпущенный с благословением, преподобный Савватий пришел на остров Валаам, где был радостно принят братиею монастыря. На Валааме подвижник провел немалое время. Подражая многотрудным подвигам тамошних иноков и постоянно умножая свои труды, преподобный Савватий здесь, как и в Кирилловом монастыре, снискал всеобщую любовь и почитание иноков своей добродетельной жизнью. Преподобный тяготился похвалами братии и вновь помышлял об отыскании безмолвного и уединенного места для своих подвигов.

Он узнал, что на Белом море на расстоянии двухдневного плавания от материка находится безлюдный Соловецкий остров [4]. Он стал усердно просить настоятеля и братию Валаамского монастыря отпустить его, но те, пользуясь примером его жизни [5], не хотели отпускать преподобного. Снисходя на просьбы валаамских иноков, преподобный прожил в их монастыре еще малое время, а потом, помолившись Богу и положившись на святую Его помощь, тайно ночью ушел из монастыря, никем не замеченный.

Наставляемый и хранимый Богом, он направился к Соловецкому острову. Придя к морю, преподобный стал расспрашивать местных жителей об острове. Он узнал, что Соловецкий остров вполне удобен для человеческого жития: в окружности остров имеет более ста верст; вблизи его производятся ловы рыбы и морских зверей; на нем есть годная для питья пресная вода, рыбные озера, горы, верхи которых покрыты строевым лесом, долины, заросшие более мелким лесом, много разных ягод. Не заселен же остров до сих пор потому, что крайне неудобно сообщение его с берегом. Многие, неоднократно желавшие там поселиться, не могли этого сделать из-за страха пред морскими невзгодами. Иногда лишь, в хорошую погоду, к острову подъезжают на лодках с берега рыболовы, но, по окончании ловли, немедленно возвращаются на материк. Преподобный пришел к мысли, что Соловки — удобнейшее место для подвигов безмолвия и иноческого уединения.

Между тем преподобный удалился на реку Выг, где встретил инока Германа (†1479, память 30 июля), жившего там при часовне. От него он узнал о Соловецком острове то же самое, что и от поморян. Посоветовавшись между собой и положившись на Бога, оба подвижника решились идти и вместе поселиться на Соловецком острове. Устроив лодку и захватив с собой немного пищи и одежды, а также и орудия для необходимых работ, они усердно помолились Богу и, возложивши на Него все свое упование, сели в лодку и при тихой погоде пустились в плавание.

С Божией помощью они на третий день достигли острова. Было это в 1429 году.

Отошедши недалеко от берега (за 12 верст от нынешней Соловецкой обители) увидели они удобное место близ озера, где и водрузили крест, и поставили келию. Здесь начали подвизаться: руками трудились для скудного пропитания, а устами и умом непрестанно славословили Господа.

Поморяне стали завидовать пустынножителям и задумали изгнать их оттуда. Для этого один рыбак вместе с женой поселился на острове. Однажды, желая во время молитвы покадить крест, поставленный преподобными у озера, преподобный Савватий вышел из кельи. Неожиданно послышались женские крики. Приняв их за мечтание бесовское, преподобный Савватий оградил себя крестным знамением, а вернувшись в келью, рассказал об этом преподобному Герману. Герман направился к тому месту, откуда раздавались крики. Там он действительно нашел плачущую женщину, которая на его расспросы ответила: "Я пошла к озеру, чтобы видеть мужа моего, вдруг встретили меня двое светлых юношей и стали бить меня прутьями, с гневом говоря: "Удалитесь с острова, здесь вам не следует жить: это место назначено Богом для иноков. Бегите, а иначе скорая смерть постигнет вас", — после этого они сделались невидимы". Старцы прославили Бога, а рыбак немедленно удалился со всем своим домом на прежнее местопребывание. С тех пор поморяне не осмеливались беспокоить святых подвижников.

На шестом году после поселения преподобный Герман оставил Соловецкий остров и перешел на реку Онегу. Преподобный Савватий остался один на острове.

Почувствовав в глубокой старости, после богоугодных трудов, приближение смерти, преподобный Савватий стал помышлять о том, как бы ему сподобиться причащения Божественных Таин, которых лишен был после отшествия из Валаамского монастыря. Усердно помолившись он сел на малую ладью и поплыл по бурному морю, которое утихло молитвами его. Через два дня плавания преподобный благополучно пристал к берегу при устье реки Выги. Он желал дойти по суше до находившейся там часовни. Смотрением Божиим встретился он за десять верст с игуменом Нафанаилом, который спешил со Святыми Дарами к умирающему.

Возрадовался преподобный Савватий, что Господь не посрамил упования его, и просил игумена разрешить его от грехов и сподобить приобщения Святых Таин, не отлагая до другого дня. Нафанаил с любовью лобызал седины старца-подвижника, которого давно желал видеть, немедленно исполнил святое его желание и просил преподобного подождать его в часовне до следующего утра, желая насладиться его духовной беседой. "Как Господу угодно, так и будет", — отвечал старец и, простившись с игуменом, затворился в келье, находившейся при часовне, приуготовляя блаженную душу свою к исходу.

В это время прибыл на берег богатый купец Иоанн из Новгорода. Помолясь в часовне, он зашел в келью и просил благословения и наставления благолепного старца. Слова его глубоко проникли в душу купца, который тут же предложил ему богатое подаяние. "Мне ничего не надо, раздай бедным", — сказал старец и тут же объяснил, какое великое значение для души имеет милостыня. Увидев, что купец опечален тем, что его подаяние не принято, старец сказал ему: "Останься, друг, не будешь жалеть, и путь твой будет покоен". Купец отговаривался необходимостью немедленно отплыть. Но тут поднялась такая сильная буря, что пришлось поневоле остаться. На другой день Иоанн зашел в келью принять благословение старца и увидел его, неподвижно сидящего в куколе и мантии с кадильницей в руке: он скончался с молитвой на устах. Тогда пришел Нафанаил, спешивший возвратиться на Выгу, чтобы еще раз насладиться беседою старца. Но он застал его уже отошедшим ко Господу. Со слезами целовал он честное тело преподобного и, отпевши, вместе с Иоанном предал земле 27 сентября 1435 года. В этот же день совершается и память преподобного.

  1. Кирилло-Белозерский монастырь находится в г. Кириллове Вологодской области. Он был основан в 1397 году. ^
  2. Даты в тексте даны по старому стилю. ^
  3. Первоначальное название Ладожского озера — озеро Нево. Река Нева, вытекающая из Ладоги носит название по древнему имени озера. ^
  4. Соловецкий архипелаг расположен на Белом море. Состоит из шести островов, самый большой из которых — остров Соловки, длиной от севера к югу 23 версты, а шириною 18 верст; окружность острова по береговой линии 175 верст. ^
  5. Как опытный в подвижнической жизни, преподобный Савватий, пребывая в Валаамском монастыре, состоял старцем новоначальных иноков, которых руководил в подвигах. Среди его учеников был Геннадий, впоследствии архиепископ Новгородский, управлявший кафедрой с 1484 по 1504 год. ^