1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Апостол от 70-ти Фаддей

Печать

Written by Воцерковление.ru

3 сентября (21 августа)

Апостол от 70-ти ФаддейСвятой апостол Фаддей происходил из города Эдеса [1]. Родом он был еврей и в совершенстве знал Священное Писание Ветхого Завета. Во дни святого Иоанна Крестителя (память 7 января [2], 24 февраля, 25 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября, 12 октября) святой Фаддей пришел в Иерусалим. Услышав здесь проповедь Предтечи Господня и увидав ангельскую жизнь его, Фаддей весьма изумился и принял крещение от Иоанна Предтечи. Вскоре после того святой Фаддей увидел Господа нашего Иисуса Христа, услышал учение Его и увидел дивные чудеса, совершенные Им. Святой Фаддей последовал за Господом и был причтен Им к сонму семидесяти апостолов (меньших), о которых сказано в Евангелии: избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лк. 10:1).

После вольного страдания, смерти, тридневного воскресения и вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые апостолы разошлись для проповеди Евангелия по всей земле. Святой апостол Фаддей был послан Господом для проповеди Евангелия в город Эдес, ибо Господь наш Иисус Христос еще до вольного страдания Своего обещал прислать сюда одного из числа Своих святых апостолов правителю города князю Авгарю.

Когда святой апостол Фаддей пришел в Эдес, то не открылся сразу князю Авгарю, а вошел сначала в дом одного знакомого ему еврея, по имени Товия. Пребывая у сего еврея, святой Фаддей чудесно творил многоразличные исцеления силою Христовою, исцеляя всевозможные болезни возложением рук и призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа. Весть о святом Фаддее вскоре же распространилась по всему городу, и жители города того начали приносить к святому апостолу многих больных. Видя быстрое исцеление их, все весьма дивились.

Спустя некоторое время было донесено князю Авгарю, что неизвестный муж, пришедший из Иерусалима, творит многие чудеса именем Христовым. Тотчас же Авгарь вспомнил об обещании Христовом прислать к нему одного из учеников Своих и подумал про себя: не тот ли пришел, кого обещал прислать Господь. Потом приказал позвать Товию и сказал, чтобы тот привел к нему Фаддея.

На другой день рано утром оба отправились к князю, между тем у князя уже собрались все вельможи и советники. Когда святой апостол Фаддей входил во двери княжеских палат, князь посмотрел на него и заметил, что лицо апостола осиявалось каким-то необычным светом. Авгарь пришел в ужас, встал со своего места и поклонился до земли апостолу Христову. Между тем все, бывшие там, весьма изумились сему поступку князя, недоумевая, ради чего князь поклонился простому человеку, так как не видали того дивного сияния, которое исходило от лица апостола Христова.

Святой апостол Фаддей говорил князю Авгарю и всем тем, кто был вместе с ним, многое о Господе нашем Иисусе Христе. Потом, доведя его до полнейшей веры в Господа, крестил его. Тотчас же после крещения Авгарь получил исцеление от проказы.

И не только князь Авгарь крестился после проповеди апостола. Крестились все, проживавшие в доме его, также крестились и все те, кто видел чудеса, совершенные апостолом, а также и те, кто был исцелен апостолом от болезней. После того святой апостол Фаддей приказал князю собрать всех горожан, дабы и они могли слышать слово Божие.

Утром следующего дня собрался весь народ. Апостол Христов, став на высоком месте, начал благовествовать всему народу об едином Боге, сотворившем небо и землю и все, видимое и невидимое всемогущею силою Своею. Святой апостол Фаддей поведал народу и о том, как Господь наш Иисус Христос сошел с небес на землю, неизреченно воплотившись ради спасения людей, как Он пострадал волею, воскрес, вознесся на небеса и приготовил для добродетельных вечную награду на небесах, для злых же нескончаемые муки во аде. Поведал святой апостол и обо всех прочих тайнах Божия домостроительства в подробных речах. Весь народ, слушавший апостола, явил веру словам его, так как видел и чудеса, совершенные апостолом: все видели исцеленным князя своего и многих других, одержимых ранее различными болезнями; все начали прославлять Господа и стали просить крещения у апостола.

Таким образом, город Эдес был просвещен святою верою во имя Господа нашего Иисуса Христа и святым крещением. После сего здесь начали строиться храмы, и были поставлены пресвитеры рукоположением апостольским.

Князь Авгарь весьма желал отблагодарить апостола Христова чем-либо за свое чудесное исцеление, посему он предлагал ему много золота, но святой не принял ничего, сказав: "Если мы оставили свое собственное, то как пожелаем получить и приобрести что-либо от других?"

После того как святой апостол Фаддей утвердил в Эдесе святую веру и благочестие и направил все ко благу, он отправился в Месопотамию [3]. Здесь он просветил многих, обратив ко Христу, и создал храмы. Святой апостол прошел по многим сирийским городам, подвизаясь во благовестии имени Христова. Потом пришел в финикийский город Бейрут [4]. Проповедав здесь имя Христово и крестив многих, святой апостол Фаддей почил с миром о Господе [5].

Следует заметить, что воспоминаемый ныне святой апостол Фаддей есть иное лицо от святого апостола Иуды Фаддея (память 19 июня), называемого Леввеем, апостола из двенадцати. По мнению древнегреческого церковного историка Никифора Каллиста [6] "Святой Иуда, не Искариот, но иной, коему усвоялось два наименования: Фаддей и Леввей, сын Иосифа (память в первое воскресение после Рождества Христова), брат Иакова (память 23 октября и в первое воскресение после Рождества Христова), сверженного с крыши храма, первоначально благовествовал Евангелие в Иудее и Галилее, в Самарии и Идумее, а также и в аравийских городах, в сирийских и месопотамских странах, потом прибыл во Едес, город Авгаря, где ранее благовествовал имя Христово иной Фаддей, апостол из семидесяти, и здесь восполнил все то, что не было окончено тем Фаддеем".


  1. Эдес — город на севере Месопотамии, на р. Ефрате, с 137 г. до Р.X. главный город вновь образованного Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р.X. Эдес был превращен римлянами в восточную колонию. В Эдесе в IV в. св. Ефремом Сириным была основана богословская школа, в V в. склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель Эдесской школы пресвитер Ива. В 614 г. Эдес был покорен арабскими калифами; в 1098 г. им овладел граф Балдуин, сделавший его главным городом княжества эдесского; в 1144 г. он был покорен турками и с этого времени переходил из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпал под власть Турции. ^

  2. Даты в тексте даны по старому стилю. ^

  3. Месопотамия — каменистая и песчаная страна, находившаяся между реками Тигром и Ефратом и простиравшаяся от Армении на севере до Персидского залива на юге. ^

  4. Бейрут — главный город азиатско-турецкого вилайета Сирии и важнейший торговый пункт сирийского прибережья между Сайдой (Сидон) и Тарабулом (Триполис). В древности Бейрут был финикийской гаванью в носил название Беритос. Египетский король Тутмозис II завоевал этот город, а Антиох III отнял его у Птолемеев. В 140 г. до Р.X. Бейрут был разрушен сирийцем Диотосом Трифоном, но при императоре Августе был снова восстановлен Агриппой и обращен в колонию для римских ветеранов. При позднейших императорах Бейрут славился своей высшей школой риторики, поэтики и в особенности права. ^

  5. Кончина св. апостола Фаддея последовала ок. 44 г. — Есть известие о посольстве Нарсеса, царя Ассирийского, к Авгарю, князю Эдесскому, с просьбою или прислать к нему святого апостола Фаддея, или написать ему (Нарсесу) о чудесах, сотворенных сим апостолом. В ответ на эту просьбу Нарсеса Авгарь сообщил ему о чудесах апостола Фаддея. ^

  6. Никифор Каллист — известнейший церковный историк XIV в., монах Софийского монастыря в Константинополе. Его "Церковная История" (в 18 книгах) доведена до кончины византийского императора Фоки (ок. 611 г.). ^