1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Легко ли быть вундеркиндом?

Печать

Written by Беседовал Сергей Шалагин

Легко ли быть вундеркиндом?Талантливые дети. Что это? Счастье или горе? Дар Божий или тяжелое испытание — для самих вундеркиндов и их родителей? На первый взгляд, вопрос кажется надуманным. Талант, особенно если он большой, настоящий,— явление редкое и по сути своей, безусловно, позитивное, Господом посланное и благословленное. Редкие мама с папой не пожелают видеть своих чад особо одаренными. И в общественном мнении вундеркинды — баловни судьбы.

Но проследим судьбы талантливых детей. Гениальный Моцарт в четыре года писал музыку и… умер в нищете в 35 лет. В 37 лет погиб Пушкин, в 27 — Лермонтов, в неполные 30 — Есенин… И это те, кто сумел реализовать свою одаренность. А сколько было несостоявшихся гениев, чей талант оказался закопанным в землю, а судьбы — поломанными…

И в наши дни жизнь вундеркиндов очень часто складывается непросто и завершается трагически. Погибла, выбросившись из окна, пожалуй, самая знаменитая в 80-е годы юная поэтесса Ника Турбина, выпустившая свой первый сборник стихов в восемь лет. Почти никто не помнит девочку-полиглота Иру Ефимцеву и химика-изобретателя Павлика Потехина…

Не складывается как-то с вундеркиндами. Российская (да и мировая) педагогическая общественность до сих пор не может прийти к решению, что же делать с талантливыми детьми, чтобы они не прыгали из окон, не кололись всякой гадостью, не пили, а рисовали, сочиняли и музицировали. Как исправить, переломить пугающую статистику, констатирующую, что вундеркинды выделяются не только своими талантами, которые с годами нередко затухают, но и шлейфом преследующих их несчастий? И что делать обществу, родителям, педагогам, чтобы сберечь детский талант, довести его до «огранки». Или хотя бы просто приспособить одаренных детей к реальности и тем самым предотвратить беду.

Вопрос актуальный, поскольку пусть не гениев, но просто наделенных всевозможными способностями детей немало. В каждом ребенке есть искра Божия. Как не дать ей угаснуть? Как воспитывать детей? Как научить их жить в ладу с самими собой и с окружающим миром? Обсудить эту непростую тему мы предложили архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну.

— Воспитание ребенка — это великое дело. Делание, которое сопряжено не только с привитием ребенку каких-то знаний, формированием его интеллекта. Это духовно-нравственный процесс, который начинается с момента подготовки к зачатию ребенка.

Когда мать носит во чреве своем дитя, она должна помнить, что все, что с ней в это время происходит — доброго и плохого, дурного и радостного — впитывает в себя ребенок. Во чреве происходит формирование новой личности. Когда желанный ребенок появляется на свет, то родители должны пристально следить за его правильным духовно-нравственным развитием. Ведь не только добро он с рождения впитал от них в себя, но и плевелы, которые в дальнейшем могут прорасти, загубив таланты, и негативно отразиться на дальнейшем жизненном пути. Поэтому воспитание должно быть, в первую очередь, направлено на развитие в ребенке тех добрых качеств, которые способны уничтожить эти тернии — ростки зла.

К сожалению, нынче на эту огромную опасность — корень многих будущих бед и несчастных судеб — обращают внимание немногие. Большинство родителей сконцентрированы на другом: они пытаются подстроить ребенка под современный манер жизни. Чтобы вырос он, как говорят сегодня, «продвинутым». Чтобы не потерялся в нынешнем прагматичном мире, легко находил язык общения с ним. При этом забывается, что ребенок — существо хрупкое. И когда мы упорно, безжалостно развиваем его интеллект, стараемся «притереть» его к внешней среде, но не даем пищи для души, то ребенок, созревая, вырастает «монстром». Ведь интеллект вне души не знает ни любви, ни сострадания — он знает лишь то, что ему необходимо для достижения цели. И к этой цели идет напролом.

Вооруженный такими установками, молодой человек с юных лет, не задумываясь, переступает через окружающих людей. В какой-то момент он переступит и через родителей.

Как не допустить этого?

— Во время подготовки ребенка к взрослой жизни его нельзя обкрадывать, обделять, лишая детства — той прекрасной поры, когда, радуясь и любя, он формируется как личность.

Ребенок должен оставаться ребенком. Когда же родители стремятся во что бы то ни стало сделать из него вундеркинда, они лишают его естественной возможности в игре, в задоре, в невинных детских шалостях и в общении со сверстниками постигать мир. Таким детям грозит духовная недоразвитость, ведь у них не остается времени для того, чтобы навестить больных родственников, побеседовать с бабушкой, узнать историю своего рода… С одной стороны, им «некогда» делать добрые дела, а с другой — у таких замученных учением детей, как правило, возникают серьезные проблемы со здоровьем.

Особенно остро эти проблемы проявляются тогда, когда дети в своем развитии идут намного впереди своих сверстников. Оказавшись в среде тех, кто старше их по возрасту, детки стремятся под них подстроиться, а иногда и обогнать их. Получается искусственное взросление. Вопрос кем стать, как относиться к миру и ближним для таких рано повзрослевших детей уже не стоит. Потому что они уже все для себя решили. Точнее, за них решили родители, которые поспешили окунуть их во взрослую жизнь.

Но эти родители искренне радуются и гордятся тем, что в семнадцать лет их дети окончили вуз, поступили в аспирантуру, много добились…

— Добились — чего? Того, что шагнули в мир тридцати-сорокалетних, где на неокрепшие души обрушились все страсти и пороки?..

Легко ли быть вундеркиндом?Что получают в итоге такие родители? Детей, которые, общаясь со взрослыми, хотят быть такими же «крутыми», как они. Больше того, они желают пойти в этой «крутизне» еще дальше! Все остальное этих «взрослых детей» не волнует: им становится не до окружающих и, в том числе, и не до своих родителей. А потом, в какой-то момент, у этих воспитанных вопреки природе детей не выдерживает психика. У них не получается долгое время быть такими, «какие они есть». Отсюда — болезни, в том числе и умственные.

К тому же, как я уже говорил, эти дети часто становятся «монстрами». Они идут к своей запрограмированной цели, невзирая ни на что, надеясь только на свой интеллект, на свои знания. И когда к ним приходит осознание того, что их знаний и умений недостаточно, что их интеллект — песчинка в море необъятного, то они начинают искать пути самореализации в других делах. Но так как они не получили в детстве ни духовных ориентиров, ни мудрости житейской, то, терпя крушение надежд, погружаются в алкоголизм, наркоманию. Тщетно пытаются отыскать в этих пороках удовлетворение.

Владыка, можно ли, духовно воспитывая детей, одновременно научить их жить в современном материальном мире, успешно справляясь с его искушениями? Как это сделать? С чего начать?

— У любого крещеного ребенка помимо родителей есть крестные. Есть, наконец, священники, духовники, к которым можно обратиться за помощью в трудных ситуациях. Ни детям, ни родителям не следует замыкаться в своих проблемах, оставаясь с ними наедине. Чем больше настоящих — добрых и мудрых — помощников в воспитании, тем лучше! Хороший совет, своевременная дружеская подсказка лучше всяких мудреных методик помогут ребенку развиться в полноценную личность, стать нормальным членом общества.

Я не осуждаю создателей и руководителей модных специализированных лицеев и интернатов, где пытаются вырастить будущую элиту страны. Но, на мой взгляд, в обычных русских деревнях дети воспитываются более богатыми духовно и более приспособленными к жизни. Ведь они растут в гармонии с природой и с окружающими людьми.

Заложенное с детства нравственное здоровье в сочетании со здоровьем физическим — это, бесспорно, приоритет. Но нет ли риска, следуя этому приоритету, отстать в развитии интеллекта?

— Наша российская история показывает, что правильно воспитанным детям, в том числе деревенским, ничто не мешало в студенческие годы догнать сверстников по интеллектуальному показателю. А далее, в целом, по совокупности качеств, они их начинали превосходить. И впоследствии пополнили русскую интеллигенцию в качестве известных ученых, музыкантов, врачей.

Другими словами, ребенка не нужно искусственно подталкивать к каким-то действиям, насильно вести его по заранее выбранной взрослыми дороге. Следует лишь помогать оттачивать «грани алмаза» — способности и таланты, которые заложены у детей с рождения. А способности такие есть у всех детей. И у каждого ребенка — свои.

То есть, не правы те родители, которые говорят — мол, соседям с детьми повезло, а вот моему олуху талантов не досталось…

— Есть евангельская притча о том, что Бог каждому дает по мере способностей. А их уже надо развивать и отдавать на благо другим людям.

Нет таких детей, которые были бы лишены милости Божией. Например, не существует ребенка, у которого в детстве не было музыкального слуха. Но чтобы эта способность не погибла в юном возрасте, необходимо, чтобы ее зерно «попало в землю». Родители должны не переусердствовать, а создать благоприятные условия для развития задатков детей.

В этом смысле роль семьи, родительского воспитания трудно переоценить…

— Сегодня, к сожалению, слово «семья» потеряло свое первоначальное значение. Ведь раньше это понятие, которое буквально означало «семь я», подразумевало, что у родителей — отца и матери — растут минимум пять детей, и это далеко не предел.

Старший сын — пример всем остальным, образец, на которого должны были равняться все остальные. Его задача — в случае необходимости вовремя поставить на место брата или сестру. Таким образом, в семье, с одной стороны, между детьми развивалась здоровая конкуренция, с другой стороны, крепла взаимопомощь.

Выходцы из многодетных семей всегда были самыми сплоченными, наиболее подготовленными к самостоятельной жизни. Если же, как это нередко бывает сегодня, у родителей один ребенок, то существует большой риск, что он вырастет «колючим», избалованным и несамостоятельным, полагаясь во всем на маму с папой. А если детей несколько, «острые края» в их характерах стираются в совместной жизни. Этот процесс начинается с детства и продолжается много лет. Ведь дети из больших семей, как правило, помогают друг другу на протяжении всей жизни.

Вернемся к тем, кого называют вундеркиндами. Этим детям в глаза и за глаза с юных лет твердят об их особой одаренности. Некоторым чуть ли не с пеленок начинают внушать — мол, ты такой способный, что просто обязан стать нобелевским лауреатом. Правильно ли это?

Легко ли быть вундеркиндом?— Несомненно, существуют дети с особым даром Божиим. Но окружающим, и особенно, родителям как самым близким одаренному ребенку людям, надо быть очень внимательными и осторожными. Ведь большой талант почти всегда подразумевает некоторую ущербность других качеств. И очень часто такие уникальные люди быстро «изнашиваются» — как умственно, так и физически.

Вот ситуация — в десять лет «гениального ребенка» знают все, а в двадцать никто и не вспомнит о его дарованиях. Вывод здесь один. Окружающим не стоит злоупотреблять талантами вундеркинда, чтобы он не надорвался раньше времени. К нему надо относиться так же, как ко всем остальным.

Но если это действительно гениальный ребенок, не по годам развитый? Неужели у него нет шансов справиться с искушением славой? Как тогда ему жить со своей гениальностью?

— В мире все уравновешено. И если человек настолько повзрослеет уже в детстве, то он, скорее всего, состарится — если не физически, то душой — к двадцати годам, так и не познав настоящего детства.

Другая проблема — возможная завышенная самооценка детей, их мысли о превосходстве над другими. Любящие родители должны пресекать эту гордыню на корню, чтобы она не стала бичом ни для них, ни для ребенка.

Но как непросто любящим родителям, да еще заметившим в своем чадушке особый дар, снять розовые очки!

— Это, в первую очередь, беда тех родителей, у которых в семье только один ребенок. В этом случае они порой не только не способны пресечь детскую гордыню, но и нередко потакают ей. Часто переоценивают возможности своего ребенка и делают все для того, чтобы он стал «лучшим среди равных». Не задумываясь о том, что это может принести вред, а в будущем испортить ребенку жизнь.

Умные, дальновидные родители воспитывают детей так, чтобы они стали достойными членами общества. Как правило, именно такие дети становятся и надежной опорой для родителей в старости. Те же, кто не развивает в своем чаде любви к Богу, к окружающим людям, кто не воспитывает в детях послушание, доброту, рискуют прийти к ситуации, когда повзрослевший ребенок, во-первых, будет несчастлив, а во-вторых, просто откажется от них — своих родителей.

Счастливы родители не тем, что их дети — олимпийские чемпионы или нобелевские лауреаты, а тем, что их сыновья и дочери здоровы — нравственно и физически. Что они, хоть и не стали чемпионами, но почитают их, своих родителей, не бросают в несчастии, творят добро.

Любой ребенок — счастье, дар Божий, которым надо дорожить. И великое благо — дать этим «цветам жизни» первые уроки жизни, воспитать их в ласке и добре.

Беседовал Сергей Шалагин