1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

В нашем городе была панорама «Голгофа»

Печать

Written by Подготовила Елена Ежова

Это строки из письма, пришедшего в редакцию: «До революции в нашем городе была панорама «Голгофа». Если возможно, напишите об этом в вашей газете — как она создавалась и что с ней произошло». Мы выполняем просьбу нашей читательницы из Саратова.

Сначала — немного истории

Голгофа в СаратовеПанорама — это совмещение плоского живописного фона с объемным предметным первым планом. Первая панорама появилась в Лондоне в конце XVIII века и изображала английский флот. А уже в начале следующего, XIX века различные виды панорам получили широкое распространение. Например, в мариораме Бреза в Париже постоянно менялся пейзаж; лучшая в те времена циклорама американца Левиса представляла зрителям всю реку Миссисипи от верховья до устья с «указанием на обычаи прибрежных жителей». Большой популярностью пользовалась плеорама — «демонстрация» пейзажей берегов «с точки зрения лица, плывущего по реке». А еще были диорамы, косморамы, стереорамы, георамы…

В Российской империи, по свидетельству историка В. Петропавловского, первая панорама появилась в середине XIX века. В Петербурге публика была в восторге от панорамы «Волга» художников братьев Череповых. Приблизительно в то же время появились панорамы и в Киеве. Это были полотна, привозимые из европейских городов. Новый живописный жанр, рассчитанный на самые широкие слои населения, вызвал волну возмущения среди ретроградов и консерваторов, не разделявших идею распространения «искусства в массы». Поэтому возникли определенные правила, ограничения для панорамных сюжетов. Наиболее популярными стали картины из жизни Иисуса Христа. Чаще всего панорама содержала в себе одну лишь сцену казни Христа на Голгофе — это были самые впечатляющие и самые популярные зрелища по всей Европе. Именно такую панораму в 1911 году привезли и в наш город.

Саратов, Митрофановская площадь

Панорамный павильон был устроен на Митрофановской площади (ныне площадь Кирова перед Крытым рынком), на месте жилого дома, в котором до недавнего времени располагались кассы «Аэрофлота». На постройку специального павильона и самой панорамы ушло три месяца, и 1 мая 1911 года состоялось ее открытие.

О будущем зрелище ходили слухи задолго до начала экспозиции — дескать, каждый, кто зайдет в павильон, окажется... в Иерусалиме на Голгофе и увидит, как казнили Христа. Секрет «перемещения во времени» таился в некоторых специфических приемах панорамы. Внутри круглого высокого здания, в центре, находилась приподнятая и тоже круглая площадка. Перед глазами зрителя, в зависимости от его расположения под куполом цилиндрического сооружения, разворачивалось «картинное представление» из объемных предметов на фоне большого полотна с мастерски прописанными мелкими деталями. Свет, источник которого был скрыт от зрителя, падал сверху, имитируя солнечные лучи. Все это производило «стереоскопическое ощущение участия в событиях», разворачивающихся главным образом в воображении потрясенных увиденным посетителей.

Голгофа в СаратовеВойдя в здание, зритель оказывался в полумраке и тишине. Прямо против входа он видел Голгофу с тремя крестами, палестинские дали, синеющие горы, песчаные холмы, сливающиеся на горизонте с голубым небом, Иерусалим и его окрестности, толпы народа... Художники достигли большого эффекта, в картине было много света и воздуха. Нижний ее край очень незаметно переходил в «натуру», в объемный передний план. Работали над сложным и грандиозным произведением три художника: Л. Шенхен (пейзаж), К. Фрош (фигуры), И. Кригер (архитектура).

Через год, летом 1912 года, произошла замена панорамы «Голгофа» на новую — «Мучение христиан в цирке Нерона» работы знаменитого польского художника Яна Стыки. Эта панорама производила неизгладимое впечатление своим содержанием и огромным размером полотна. Экспонировалась она в Саратове довольно долго; примечательно, что после того как владелец панорамы не уплатил часть арендной платы за земельный участок, по решению окружного суда она перешла к городской управе.

…Зима 1914–1915 годов была очень снежная. Управа не позаботилась очистить от снега крышу панорамы. Крыша рухнула, увлекая часть стен, разрывая живописное полотно. Панорама «Мучение христиан в цирке Нерона» погибла. В дальнейшем в нашем городе панорамы более не экспонировались.

При подготовке статьи использованы материалы из книги: Е.К. Максимов, Ю.А. Сафронов. Старый Саратов на фотографиях и открытках. Саратов, ОАО «Приволжское книжное издательство», 2004; а также из газеты «Саратовский репортер» от 11 марта 2010 года № 09 (360), с туристического портала «Саратов» и из иных источников.

Подготовила Елена Ежова
Газета «Православная вера» № 6 (410) 2010 г.