1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

По святым местам нашей области

Печать

Written by Ольга Новикова

Чтобы отправиться в паломничество, не всегда нужно далеко уезжать от Саратова. В Саратове и Саратовской области также есть места особого почитания, куда ежегодно приезжают тысячи паломников. А наступающее лето как раз то время, когда знакомиться со святынями нашего региона удобнее всего.

Вавилов Дол

Вавилов ДолВавилов Дол – одно из наиболее известных и почитаемых святых мест Саратовской епархии. Здесь находится поросший лесом глубокий овраг, на дне которого бьет источник. Располагается Вавилов Дол на границе саратовских и самарских степей, недалеко от заволжского села Ивантеевка.
По преданию, с незапамятных времен в этом месте уединенно протекала молитвенная жизнь пещерного Никольского мужского монастыря. Предание гласит, что эта обитель была основана отшельником по имени Вавила, который до своего обращения к Богу разбойничал в окрестных лесах. После того как лихой атаман был схвачен и ослеплен, остаток своей жизни он посвятил покаянию. Точно такое же предание лежит и в основе истории Оптиной пустыни – евангельский образ раскаявшегося разбойника был очень любим на Руси.
Однако «Справочная книга Самарской епархии» – до революции Ивантеевка принадлежала Самарской губернии – ничего не сообщает о какой-либо обители в окрестностях этого села. Точно известны лишь факты истории ХХ столетия: в 20-е годы именно здесь находили пристанище возвратившиеся из ссылок, изгнанные из закрытых и разрушенных храмов и монастырей священники и монахи, а также миряне, которые не хотели служить новой безбожной власти. Так и сложилась здесь сплоченная община, совершались богослужения в Никольском храме, крестьяне из окрестных сел тянулись сюда за утешением и советом.
В 1929 году обитатели Вавилова Дола были арестованы. По приговору самарского суда почти все насельники в духовном звании расстреляны, крестьяне, помогавшие духовенству, приговорены к длительным срокам заключения. Сам Вавилов Дол – храм, кельи и землянки, в которых жили его обитатели, – разрушен.
Паломничества в Вавилов Дол жестоко пресекались: все, кто приходил помолиться там, где совершали свой подвиг новомученики, и осмеливался расчистить засыпанный источник, подвергались преследованиям. Но несмотря ни на что, память об этом святом месте сохранилась.
В 80-е годы здесь появился простой, сваренный из железной трубы крест. А в 90-е годы Вавилов Дол становится центром паломничества верующих Самарской и Саратовской епархий. Сегодня там, где стоял когда-то Никольский храм, возведена часовня, обустроены колодец и купальня для паломников. В часовне хранится список имен убиенных священников и мирян Вавилова Дола. В нем 29 имен. Об упокоении их душ молятся православные паломники.
Более десяти лет сюда ежегодно совершается многодневный крестный ход, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских. Он начинается в конце июня и завершается 17 июля, в День памяти святых царственных страстотерпцев. Продолжительность крестного хода составляет 21 день, протяженность – около 500 километров. Его маршрут проходит по территориям Саратовского, Воскресенского, Вольского, Балаковского, Пугачевского, Ивантеевского районов.
Многие приезжают в Вавилов Дол веря в особую целебную силу воды святого источника. Но вода – лишь видимый, материальный след того духовного подвига, который совершали обитатели Вавилова Дола. И этот подвиг не имеет никакого отношения к распространенным суевериям о якобы ушедшем под землю монастыре, о колокольном звоне, доносящемся из-под земли, и таинственных старцах, которых видят здесь «избранные». Верующий человек едет в Вавилов Дол не для того, чтобы побывать на могиле неизвестного монаха и повязать на ветвях деревьев разноцветные ленточки. Он едет поклониться подвигу новомучеников и исповедников Российских, которые жили в свете евангельской истины и остались верны ей до самой смерти.

Елшанка

Традиционным для православных саратовцев местом паломничества стало и село Елшанка. Оно находится в семидесяти километрах от Саратова, в Воскресенском районе. Источник, находящийся между селами Елшанка и Усовка, известен саратовцам как Белый ключ. По преданию, на источнике, вода из которого исцеляла от разных недугов, была найдена большая деревянная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. А в Елшанке был построен большой Михаило-Архангельский храм с приделом в честь этой святой.
С этой иконой каждый год, на десятую пятницу после Пасхи духовенство и верующие совершали крестный ход из храма к источнику. В единственный раз, когда тяжелую икону оставили в храме, в Елшанке случился страшный пожар, уничтоживший половину села.
После революции храм был разрушен, а чудотворный образ великомученицы Параскевы исчез. Однако люди продолжали приходить на источник. Это было смелым поступком – у источника устраивались вооруженные засады, но пули не задевали молящихся. Сам источник неоднократно засыпали, но он пробивался вновь. В августе 2004 года в Елшанке был освящен новый храм – во имя новомучеников и исповедников Российских. Он обрел новую святыню – образ святой Параскевы Пятницы с частицей ее мощей. С возрождением приходской жизни возобновилась традиция совершать крестный ход на источник. Его территория была благоустроена, оборудованы купальни, установлена часовня во имя святой Параскевы. Как и в древние времена, многие, с верой обращающиеся к святой и приезжающие на источник, получают исцеление от своих недугов.

Малоизвестная история

ПаломничествоЧасто можно услышать утверждение, что саратовская земля бедна святынями и святыми местами. Но это не совсем так. Точнее – совсем не так. На карте Саратовской области есть места, связанные с жизнью святых. Просто мы мало знаем о них.
К примеру, Увек – южная окраина современного Саратова – в XIII веке носил название Укек. Это был крупный торговый город, где находилась зимняя ставка внука Чингисхана золотоордынского хана Батыя. Здесь 20 сентября 1245 года за отказ поклониться идолам были казнены святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Конечно, сегодня невозможно установить место, где была совершена казнь, да и большая часть Увека при строительстве Балаковской АЭС оказалась затопленной. Но в истории Саратовской епархии это событие имеет важное значение.
Еще одна страница истории связана с именем святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Согласно преданию, именно он основал первое поселение на месте нынешнего Хвалынска. Произошло это во время его путешествия в Орду в 1357 году, куда он ездил по просьбе татарского хана Джанибека для исцеления ослепшей жены хана Тайдулы. Впоследствии на этом месте возникло рыбацкое поселение Сосновка, приписанное к московскому Чудовому монастырю.
В числе святых, чей жизненный путь был связан с Саратовской губернией, – оптинский старец преподобный Иларион (Пономарев). Он жил на пересечении улиц Московской и нынешней Чернышевского недалеко от Троицкого собора.
С Саратовом также была связана жизнь святителя Гурия (Карпова) – известного миссионера, начальника Русской духовной миссии в Китае, переведшего на китайский язык Новый Завет и многие богослужебные книги. Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий – один из двенадцати выпускников Саратовской духовной семинарии, прославленных в лике святых. В здании семинарии, где учился святитель Гурий, сегодня располагается русская классическая гимназия.
Среди саратовских архиереев также были люди, достигшие святости. Это епископ Пензенский и Саратовский Иннокентий (Смирнов) – замечательный пастырь, ученый и богослов, недолгое время управлявший саратовской кафедрой в начале XIX века. И епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев), непримиримый борец с революционными идеями, вступивший на кафедру в переломное время в начале ХХ века. Он был жестоко убит большевиками в 1918 году и прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Саратовские архиереи любили молиться в Свято-Троицком соборе – старейшем храме Саратова. До наших дней сохранилось также здание Архиерейского дома на улице Волжской.
К сонму новомучеников причислены также священномученики Герман (Косолапов), епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов – ставшие первыми жертвами «красного террора». На заседании революционного трибунала, которое проходило в зале Саратовской консерватории, им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности и агитации против советской власти, выразившейся в совершении панихиды по царской семье, после чего обвиняемые были расстреляны. Их могила находится на Воскресенском кладбище Саратова.
В лике святых прославлены также священномученики Иоанн Днепровский и Косма Петриченко – сельские священники, расстрелянные в 1937 году. Жизненный путь отца Иоанна связан с селом Полчаниновка Татищевского района. Отец Косма, ставший священником в годы гонений, нес служение в своем родном селе Рыбушка Саратовского района. Здесь в 2006 году была построена двухпрестольная церковь в честь Рождества Христова, нижний храм которой освящен во имя святого Космы. Во имя этого саратовского святого также освящен храм в поселке Комсомольском города Саратова.
Еще один подвижник благочестия, живший на саратовской земле, – святой мученик Александр Медем. Граф, помещик, лютеранин, перешедший в Православие, он был владельцем хутора Александрия (ныне поселок Северный Хвалынского района). Сегодня здесь восстановлена домовая церковь Медемов – храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. В прошлом году в Хвалынске открылась православная гимназия во имя святого мученика Александра Медема.
Те, кто отправляется в Хвалынск, стараются посетить подворье Свято-Алексиевского женского монастыря в селе Алексеевка Хвалынского района. До революции в Алексеевке был храм, в котором отслужил молебен во время своего путешествия по Волге святой праведный Иоанн Кронштадтский. Во имя этого святого освящен монастырский храм.
Еще одна точка на карте Саратовской области, связанная с жизнью святого, – село Романовка. Здесь в начале ХХ века обычным земским врачом работал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, знаменитый хирург, впоследствии архиепископ Крымский и Симферопольский Лука. В Романовке сохранилось здание земской больницы, где он трудился, а в храме Рождества Христова пребывает частица его мощей.

Ольга Новикова
Взгляд-Православие