1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Заступничество Богоматери

Печать

Written by Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Владимирская икона Божией МатериМы все, дорогие во Христе братья и сестры, хорошо знаем, что стремление к миру заложено в сердце каждого доброго человека. Что же касается нас, православных христиан, то вполне можно сказать, что нельзя быть православным христианином и не стремиться к миру. Мир на земле и его устроение — неотъемлемая часть нравственного закона, которым руководствуется Православная Церковь. Стремясь к миру, мы обращаем свои взоры к Священному Писанию, которое дает нам ясные указания, как достигать мира и показывает примеры этого, так и к жизнеописанию великих подвижников благочестия, которые своими подвигами и всей своею жизнью показали нам пример истинного миротворчества.

Сейчас мы остановим свое внимание на миротворчестве совершеннейшей из живших на земле — Пречистой Деве Марии, Преблагословенной Матери Того, Кого святой пророк называет Миром нашим (Мих. 5, 5) и Кто Сам принес мир на землю (Ин. 14, 27).

Но сначала обратим свой взор на одну из страниц нашей русской истории. Начало XVII века было тяжелым временем для русского народа: войны, голод, вторжение иноземцев, болезни и смерть повсюду. Но вот проглядывает свет в темноте. Русское правительство готовится к мирным переговорам со шведами. Русское посольство прибывает в г. Тихвин и ждет там. Узнав, что представители шведов приехали в Столбово, русские послы просят некоего игумена отслужить молебен перед чудотворной иконой Тихвинской. Несется молебное пение: "Пресвятая Богородица, спаси нас!". Со слезами на глазах молятся послы. С сердечным плачем молится народ перед святою иконой. Все умоляют Царицу Небесную помочь заключить желанный мир. Мир был заключен. По условиям мира город Тихвин остался за Россией, и чудотворная Тихвинская икона навсегда осталась великой святыней Русской Православной Церкви, и неизменно пред Тихвинской иконой в кондаке ее празднику возглашают верующие: "Радуйся Дево, мира спасение!"

И не удивительно, что русские православные люди на протяжении всей истории своей страны, истории, столь богатой войнами, междуусобицами, морами и пожарами, привыкли обращать свой молитвенный взор к Царице Небесной — верной ходатаице о мире всего мира. Море тревожных слез пролили верующие пред чудотворными иконами, и множество раз Царица Мира помогала нашему народу, отчего еще жарче становилась любовь православных христиан к Божией Матери и Ее святым иконам.

Вспомним икону "Знамение". Праздник ей был установлен в 1170 году, когда Новгороду по молитвам его жителей пред святой иконой было даровано освобождение в тяжкой битве с осаждавшими суздальцами. Позже, в 1566 г., эта же икона Богоматери прославилась тем, что по молитвам перед нею был остановлен сильный пожар в Новгороде. В 1611 году шведы, пытавшиеся захватить Новгород и храм Знамения в нем, были высшей силой не допущены в церковь, а в дальнейшем по молитвам верующих новгородцев и вовсе были изгнаны из города.

Всем известна величайшая православная святыня — икона Пресвятой Богородицы Владимирская. В 1173 г. после убиения князя Андрея в городе Боголюбове возникли сильные нестроения и междоусобные неурядицы. Население стонало от горя. Прибывший из Вышгорода священник Николай в полном облачении прошел со святой Владимирской иконой по улицам всего города, и нестроения прекратились. В 1395 г. грозный и жестокий завоеватель Тамерлан, все сокрушавший на своем пути, приблизился к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич решил для защиты города перенести из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону. 2 августа ее встретил весь народ и духовенство со свечами, лампадами, с церковными песнопениями. Все со слезами молились Царице Небесной о спасении Москвы. И дрогнул железный Тамерлан. Увидев во сне множество войска, сопровождаемого святителями в сияющих ризах, и необыкновенную Женщину в ослепительном сиянии славы, Тамерлан покинул пределы русской земли. В 1521 г. крымский хан Махмет - Гирей был в нескольких верстах от Москвы с огромным войском, но молитвы православных москвичей пред святым образом Владимирской и на этот раз даровали мир Москве. Враг отступил, не причинив городу вреда. В день празднования Владимирской иконы в храмах наших торжественно поются такие слова тропаря: "молимся из Тебе Воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих…".

Около 1260 года прославилась чудотворная икона Божией Матери Феодоровская. Костроме угрожало полное разорение от напавших на город татар. Князь костромской Василий (Квашня) выступил против иноземных захватчиков со святой иконой, и враги, пораженные необыкновенным сиянием, исходившим от иконы, обратились в бегство.

Донская чудотворная икона получила свое наименование в память заступничества Богоматери во время битвы с Мамаем на берегу Дона. В день Куликовской битвы в 1380 году эту икону носили на древке в виде хоругви для ободрения русских войск при сражении с татарами - поработителями. Позже великий князь Дмитрий Иоаннович поместил ее в Московский Успенский собор в Кремле. В 1591 г. огромные полчища татар подступили к Москве. Царь Феодор Иоаннович велел совершить с Донской иконой и другими чудотворными иконами крестный ход вокруг Москвы и всю ночь, по свидетельству летописца, провел в молитве перед Донской иконой. На другой день татары, оставив свой стан, обратились в бегство.

В 1612 году был установлен особый праздник в честь Казанской чудотворной иконы в память освобождения Москвы от иноземного владычества в так называемое "смутное время". Польские войска находились тогда в Москве, шведские — в Новгороде, в стране царил хаос. Из г. Казани была привезена икона Пресвятой Богородицы, и находилась она в войсках князя Пожарского. Три дня перед нею совершались молебны об умиротворении нашей отчизны. Молился со всеми и прибывший в Москву из Греции архиепископ Арсений. В полночь его келья озарилась необыкновенным светом, и он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость. Завтра Россия будет спасена". Воодушевленные этой вестью русские воины быстро взяли Кремль, а иноземные завоеватели начали оставлять пределы России.

Чудотворную икону Одигитрию (Смоленскую) накануне Бородинской битвы носили среди русских воинов для благословения на предстоящий подвиг борьбы за спасение отечества. Сам Кутузов преклонил со слезами колени пред святыней нашей земли. Впоследствии Бородинское сражение решило весь исход интервенции Наполеона не в пользу гордого завоевателя, и Первая Великая Отечественная война была выиграна нашим народом.

Нет возможности в кратком слове перечислить все множество случаев, когда горячие молитвы верующих пред чудотворными иконами совершали чудеса, и желанный мир приходил на жаждущую мира русскую землю. Великое множество молитв было вознесено перед святыми иконами Богоматери и в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. Неисчислимые потоки слез лились из глаз молящихся. И эти молитвенные слезы несомненно приблизили день Великой Победы, принесший мир нашей земле и многим народам земли.

Молитвенное устремление верующих к Богоматери особенно ярко концентрируется в день праздника Ее, именуемого Покров. В этот день миллионы православных сердец обращаются к Хранительнице мира на Земле — Пресвятой Богородице. На Утрени под Покров в тексте канона мы молитвенно просим Богоматерь: "Гордыню и шатания низложи: советы неправедных князей разори, зачинающих рати погуби, о Божия Мати Царице всечестная!" В молитве, читающейся после Литургии, мы просим Пречистую о даровании нам мирной и благословенной жизни: "Испроси у Бога Сына Твоего пастырям нашим ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, наставникам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание…".

Пусть же молитвами Преблагословенной Девы вечно царит мир в наших сердцах, в нашей стране и во всем мире. В каждый праздник, посвященный Богоматери, а их у нас много в течение года, постараемся с особым усердием обращаться к Пресвятой Богородице с молитвой об утверждении этого желанного и прочного мира на веки вечные на всей нашей большой и прекрасной Земле!

Аминь.

Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской)

По книге: Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). Всегда с Богом. Саратов, 2000.