1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Преподобный Иоанн Лествичник

Печать

Written by Воцерковление.ru

Неделя 4-я Великого поста, 30 марта

Преподобный Иоанн ЛествичникПреподобный Иоанн Лествичник родился, согласно существующему церковному преданию, около 570 года. В шестнадцать лет Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем юного подвижника стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае Иоанн был пострижен в иночество. В течение 19-ти лет он подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, и провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но — умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Перед сном долго молился; много времени посвящал чтению душеспасительных книг. Но если во внешней жизни преподобный действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души, то во внутренней духовной жизни он, "возгораемый божественной любовью", не хотел знать границ. Он особенно глубоко был проникнут чувством покаяния и источал обильные слезы, сокрушаясь о своих грехах. Вся жизнь его была непрестанной молитвой и безмерной любовью к Богу.

Преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил подвижника к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем и была написана знаменитая "Лествица" (так раньше называли на Руси лестницу). В ней в образе постепенного восхождения по лестнице, состоящей из 30 ступеней, описывается борьба подвижника благочестия с пороками и страстями (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и пр.), одинаково свойственными и иноку, и мирянину. Вместе с этим "Лествица" руководит к воспитанию добродетелей обязательных для христиан (например, кротость, целомудрие, терпение, смирение, молитва и пр.). Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь, как царица христианских добродетелей. Последнее, тридцатое, слово "Лествицы" преподобный Иоанн посвятил христианской любви.

Поводом к созданию столь необходимого изложения опытного христианства послужила просьба игумена Раифского монастыря, от лица всех иноков своей обители, написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал — "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения — научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.

Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.

Примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво. Письменное же изложение мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений над своей душою и глубокого духовного опыта (Достоевский считал "Лествицу" лучшей энциклопедией человеческой души), является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.