1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Кого в храме слушать?

Печать

Written by Елена Сапаева

В пространстве храма, даже в промежутке между службами, обретается достаточно много людей. Вместе с тем для человека, решившего зайти в церковную ограду, – со своими вопросами, недоумениями, а то и со своей бедой – нередко встает вопрос: к кому обратиться? В особенности, если священник в этот момент в поле зрения не виден. Впрочем, возможен и другой вариант: к пришедшему и растерявшемуся «новичку», напротив, обращается кто-то незнакомый – делает замечание или пытается дать совет. Стоит ли принимать это за «голос Церкви»? И вообще – к кому и к чему в храме следует и стоит прислушиваться, а к чему – не стоит?

Свечная лавкаПереступившего церковный порог новообращенного христианина действительно никто не встречает с транспарантами, или с табличками, как иностранца в аэропорту. А потому в роли доверенного лица и советчика порой оказывается первый человек, к которому «не страшно» оказалось подойти. Женщина, стоящая у «прилавка», где записывают для поминовения имена; бабушка, присматривающая за подсвечником; наконец, просто «опытная прихожанка» – вернее, человек, вид которого «свидельствует об опытности» в церковной жизни. Именно на их суд предлагаются самые разные, порой запутанные житейские рассказы, сопровождающающиеся вопросами вроде: «А можно ли мне причащаться?». Или: «И как нам теперь его окрестить?» А также универсальным: «И вот что с этим можно сделать?»

Мысль о том, что как продавец в церковной лавке, так и уборщица или помогающие священнику на службе алтарники давать подобных советов не «уполномочены», в этот момент отходит на задний план. Мы ведь и не «по должности» у них все это спрашиваем, а по-человечески... Так то оно так только вот, спрашивая у человека его личное мнение, не стоит ожидать в ответ непогрешимых истин. Даже если этот человек простоял у самого центрального подсвечника, как нам кажется, не один десяток лет.

Парадоксально, но факт: многие церковные суеверия рождаются как раз-таки в этой образующейся при храме среде ревностно-благонамеренных прихожан. Поскольку храм для людей, проводящих в нем целый день, невольно становится местом общения и «обмена информацией». А слухами, как известно, земля полнится…

Посоветовать, к слову, могут все что угодно. Например, поставить по одной свече на каждый церковный подсвечник и заказать сорокоусты в трех (обязательно в трех) храмах. Или прочитать сорок акафистов какому-нибудь святому – не объясняя даже, какой в этом смысл. А если суть непонятна – то и польза от этого, мягко говоря, сомнительная.

Впрочем, главная беда, говорят священники, даже не в том, что кто-то «с умным видом» может дать нам совершенно нелепый совет. А в том, что в храмы сегодня приходит большое количество людей, имеющих свое представление о Православии. Некую «измышленную» веру, понятную и удобную для них самих. И приходя на службы, привыкая к церковной жизни, они все же так и остаются в рамках своего. А затем, став «опытными прихожанами», начинают учить этим собственным представлениям и других.

ХрамДовольно часто подобные поучения побуждают новоиспеченных христиан искать в Церкви чего-то особенного. Особо «благодатных» храмов, особо ревностных духовников, особо быстрых и «чудесных» исцелений. Нередко человека «из мирских», решившегося поделиться той или иной проблемой, встречают непреложным суждением: с этим вам, конечно, надо съездить к старцу… И не состоявшийся еще прихожанин отправляется в долгие, иногда бесконечные скитания и поиски, думая, что в обычном приходском храме уже ни в чем не найдет помощи в своей «исключительной» беде. При достаточном быстром интернете лучше всего свадебные клипы смотреть в HD качестве, это позволит насладиться качеством видеоклипа. Когда-нибудь он, возможно, попадет на исповедь к священнику, который откроет ему глаза. И будет недоуменно оправдываться: а мне так сказали… Только вот – кто сказал? Действительно, и имени не запомнил…

Ответ на вопрос, кого в храме слушать, кажется крайне прост: священника – и, конечно же, Бога. Сложность в другом – умеем ли мы их услышать? Понять, что батюшка обращается к нам не только тогда, когда мы просим его разобраться в «конкретно нашей» истории, – но и словами проповеди, произносимой за каждой воскресной службой и так небрежно подчас воспринимаемой нами. Что Бог говорит с человеком не только посредством чудес – но и словами Евангелия, которое здесь и сейчас, на богослужении, читается для собравшихся людей. И что искренняя, сокрушенная исповедь стоит многих тысяч свечей, бездумно поставленных к «нужной» иконе о здравии. Ведь именно с этого – с трезвой оценки и переосмысления своей жизни, с очищения души в Таинстве исповеди – и начинается, по опыту многих верующих, настоящий путь в православной вере.

Елена Сапаева

Источник:  www.eparhia-saratov.ru