1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Дорога дальняя

Печать

Written by Виктория Федорова, иеромонах Дорофей (Баранов)

Дождь ли, слякоть, непогода или ясный солнечный день – неважно. Вероятность встретить на улицах города, а порой даже на дорогах федерального значения колонну людей с крестами и иконами не зависит ни от погоды, ни от времени года. Во главе процессии – священнослужители, следом – просто одетые мужчины, женщины в платках и длинных юбках. Вместе с ними дети всех возрастов, чаще всего на удивление спокойные и послушные в отличие от дворовых непосед. Эти люди идут легко, не спеша, поют вполголоса церковные песнопения, осеняют себя крестным знамением. Большинство встречающих их на пути не понимают: «Кто они, куда идут? А главное – зачем?».

Зачем трудности?

doroga1«Крестный ход – торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой, например, в пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие, а также разные крестные ходы в честь святых и памятных событий», – дает определение энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Я, конечно, понимаю, что корни этой христианской традиции уходят далеко в историю Православия, но почему крестные ходы сохранили актуальность и по сей день? Зачем нужно идти к тому или иному храму или к святому месту за много километров пешком, когда уже давно есть другие средства передвижения?

Как правило, процессия следует по проезжей части дороги, что создает немалые трудности для автовладельцев. Они торопятся по своим делам: на работу, на учебу, в гости или домой к семье, но вынуждены терять время, стоя в пробке, либо искать другие объездные пути. Не очень понятно, ради чего терпеть такие неудобства?

И неужели самим участникам крестных ходов некуда спешить? Шествия порой растягиваются на несколько дней. Получается, люди вместо того чтобы зарабатывать на хлеб насущный, заботиться о своих родных и близких, бросают все важные дела и отправляются в неблизкий путь, лишая себя элементарного комфорта. Таким образом они проявляют любовь к Господу, просят его о прощении грехов? Но почему недостаточно просто прийти в храм, принять участие в богослужении, исповедаться?

Участников крестного хода ожидает много трудностей на пути. Ведь надо обладать отменным здоровьем, чтобы пройти многие километры пешком. Бывает, что по дороге кому-то становится плохо. Но ради чего жертвовать своим самочувствием и личным временем, если двери храма и так всегда открыты?

Так ближе к Богу?

Несколько лет назад в Саратове проходил крестный ход против абортов. Я лично наблюдала, как процессия с крестами, иконами и свечами обошла один из саратовских роддомов, где в списках услуг значилась данная процедура. Но я так и не поняла, что хотели донести до окружающих участники этого крестного хода. Почему никто из них не подумал о том, как, возможно, тяжело женщинам, решившимся по разным обстоятельствам на эту операцию (и, возможно, глубоко сожалеющим о таком шаге), смотреть из окна больницы на эту процессию и слушать молитвы за упокой «убиенных» детей? Мне тогда показалось, что это было не очень милосердно по отношению к этим несчастным женщинам…

А в апреле этого года состоялся аж вертолетный крестный ход по памятным и святым местам России, приуроченный к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Но неужели, взмыв ввысь на летающих машинах, люди стали ближе к Господу? Когда я наблюдаю за разного рода крестными ходами, мне не всегда понятно, что стоит за ними: фанатизм или истинная вера.

Лично я не участвовала ни в одном многодневном или растянувшемся не на один километр крестном ходе. Но мне очень хочется для себя уяснить: в чем смысл крестных ходов? Это своего рода подвиг, на который я не готова сейчас? И рано или поздно я должна понять, что крестный ход – действительно важное событие в жизни христианина? Но неужели участие в крестном ходе способно приблизить человека к Богу?

Виктория Федорова
Взгляд-Православие

 

Крестный ход – знак общей устремленности к Богу

doroga2Вы не ошиблись, смысл крестных ходов, действительно, заключается в том, чтобы приблизиться к Богу. Это главная цель вообще всей жизни христианина, и порой для достижения этой цели он делает такие поступки, которые непонятны миру или вызывают в лучшем случае удивление и насмешку, в худшем – непонимание и раздражение. Впрочем, крестные ходы к таким непонятным действиям вряд ли относятся – это древняя христианская традиция, и, конечно, она имеет право на существование и в современном обществе, если оно религиозно и социально терпимо. Различные совместные передвижения людей проходят, если так можно сказать, через всю историю человечества. Религиозные народные шествия были популярны задолго до христианства, а в новое время большое распространение получили социальные шествия, имеющие жутковатое нерусское название, – демонстрация.

Актуальность крестных ходов в наше время для людей не только церковных, но и просто любящих свою страну, очевидна как никогда. Мы все-таки принадлежим к восточно-христианской культуре. И дальнейшее развитие нашей российской цивилизации – преемницы византийской культуры (а это, кстати, большая ответственность) – во многом зависит от того, насколько явственно мы будем не только самим себе, но и всему миру показывать нашу готовность быть великой христианской державой. В Византии крестные ходы часто совмещали в себе народные религиозные шествия и политические демонстрации. Государственная жизнь империи была неотделима от жизни церковной. Понятно, что сейчас это невозможно, да и не нужно, поскольку самосознание народа как единого целого слишком низко и, когда дело доходит до политических требований, все обычно заканчивается банальной дракой. Но объединение людей вокруг исключительно церковного шествия в наше время – это реальная возможность показать и доказать самим себе, что мы не послушное стадо, равнодушно жующее телевизионную жвачку, но живой народ, чего-то еще настоящего хотящий и чего-то еще кроме пива жаждущий.

Помню, как на меня, молодого человека, еще очень далекого от Церкви, производили огромное впечатление московские крестные ходы, самый малый из которых по размаху и количеству участников в десятки раз больше самого большого из тех www.lvzrusskiy.ru, в которых приходилось участвовать уже в Саратове. Мне было куда спешить, но потраченное в ожидании прохождения крестного хода время никак не поворачивается язык назвать потерянным. Всматриваясь в огромную массу людей, идущих с крестами, иконами, хоругвями и поющих молитвы, ловил себя на простой мысли: что вот эти мои соотечественники знают, какой хотят видеть свою страну, у них есть цель (пускай на первый взгляд почти фантастическая), и они верят, что могут что-то изменить. Представьте себе такую ситуацию: сидишь в машине, ждешь, когда крестный ход освободит проезд, слушаешь радиостанцию «Эхо Москвы» – и вдруг тебя поражает жгучий контраст: из приемника льются потоки ненависти к России, а перед твоими глазами протекает поток людей, любящих Россию. Вот и все, выбор сделан. А то, что для того чтобы изливать желчь, нужно просто сидеть у теле- или радиопередатчика, а чтобы любить – нужно чем-то жертвовать, так это понятно каждому…

Но, конечно, смысл крестных ходов, в первую очередь, глубоко мистичен, поскольку, как мы сказали вначале, они способны приблизить человека к Богу. Не нужно, наверное, объяснять, что это сближение Бога и человека является самой важной темой истории всего человечества. Люди то отходят от Бога, то вновь стремятся к Нему, но, в любом случае, чтобы они ни делали, все это можно рассматривать как семейную историю, в которой Бог – это Отец, а люди делятся на три части – послушные, непослушные и хамоватые дети. В Евангелии описаны две ситуации, являющие прообразы тех чувств, которые люди пытаются выразить по отношению к Богу, в том числе и участвуя в крестных ходах. Первая – это шествие апостолов ко Гробу Спасителя, когда они в страхе и надежде, уже извещенные женами-мироносицами о Воскресении Христовом, стремились лично увидеть, что же произошло, и укрепиться в поколебленной вере (Ин. 20, 1–10). Этот рассказ является указанием на радостную составляющую крестных ходов, напоминание нам о том, что основным содержанием нашей христианской жизни должна быть проповедь о Воскресшем Иисусе Христе и победе над смертью. Вторая ситуация описана в притче о блудном сыне. Оставив родной дом, он затем с покаянием возвращается, и любящий отец с радостью принимает сына, устраивая в честь этого события пир (Лк. 15, 11–32). Это указание нам на то, что покаяние, а значит, и молитва, есть то, без чего крестный ход превращается просто в людскую реку.

Как видно, и там и там присутствует движение от неверия к вере, от греха к покаянию. Поэтому крестные ходы и являются самой доступной для религиозного народа формой выражения общей устремленности к Богу. И если у человека возникнет желание начать христианскую жизнь, может быть, именно участие в крестном ходе станет отправной точкой. Когда надоест блуждать в одиночку по миру и жизни без цели и проводника, то именно совместное движение под предводительством креста, а значит Самого Бога, поможет почувствовать себя пускай непослушным, но уже точно не хамоватым ребенком.

Иеромонах Дорофей (Баранов), клирик храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратов
Взгляд-Православие