1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Свечку «за дочку», свечку «на удачу»…

Печать

Written by Ольга Новикова

Мы продолжаем начатую тему «простых вопросов», которые оказываются не такими уж простыми, особенно если за ними стоит не праздное любопытство, а желание разобраться, понять смысл, страх ошибиться, сделать что-то неправильно. На «простые вопросы» о храме отвечает настоятель саратовского храма во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, священник Александр Домрачев.

— Самый, пожалуй, часто встречающийся вопрос: свечи — можно ли ставить и передавать их левой рукой, зажигать от лампадки?

sueveria— Этот вопрос показывает, насколько велико внимание к внешней, обрядовой стороне. Люди околоцерковные, не стремящиеся понять глубину духовной жизни, считают, что именно в том, чтобы поставить свечу, и заключается сущность веры, сущность религии, и нередко сводят к этому свое общение с Богом: эту свечу поставлю от болезни, эту — дочка замуж выходит, эту — сын в тюрьме сидит. Как будто Богу свечки нужны! Господь говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23, 26) — не свечки, а сердце, наше внутреннее расположение, наше покаяние, наше смирение.

Свеча — лишь видимое выражение нашей веры, символ нашей молитвы: пламенеющая свеча — как пламенеющая к Богу душа христианина. Но если сводить общение с Ним только к свечкам, то вся Церковь превращается в один большой подсвечник, что по меньшей мере нелепо. Поэтому какой рукой ставить и передавать свечи — не имеет значения. За упокой по традиции ставится на поминальный стол, за здравие — на любой подсвечник к любой иконе.

Бывает и так: человек заходит в храм, покупает свечи, ставит их, а на него тут же набрасываются: нельзя ставить свечи левой рукой, нельзя зажигать свечи от лампадки… Прихожанам нашего храма я настоятельно советую не мешать другим своими советами, которые не всегда могут быть верными. Возможно, человек впервые пришел в храм, чтобы о чем-то попросить Бога, выразить свое религиозное чувство, и ему совсем не хочется, чтобы его в этот момент трогали, что-то объясняли, учили «как надо», а тем более — как не надо. Важно, чтобы человек в храме чувствовал себя спокойно, осознал, что он — в отчем доме и сюда можно придти, чтобы помолиться, обратиться к Господу и испытать на себе милость Божию, то чувство, которое называется благодатью.

— Правда ли, что записки о здравии и упокоении «недействительны», если человек не присутствует на богослужении?

— Нельзя говорить так категорично. Конечно, если заказываешь молебен о здравии или панихиду, которые совершаются обычно после богослужения, желательно остаться в храме, помолиться. Однако если человек спешит на работу, учитывая ритм современной жизни, или у него есть другие уважительные причины, то не надо переживать — молитва будет услышана.

К сожалению, бывает и по-другому: человек заказывает молебен, панихиду, сорокоуст (иногда даже в нескольких храмах одновременно — пусть молятся!), а сам проводит время в праздности, идет домой, телевизор смотрит. Это неправильно. В этом случае Богу не нужны наши записки. Особенно, если речь идет о поминании усопших. Хотя бы на протяжении 40 дней нужно постараться изменить свой образ жизни, исповедоваться, причаститься, тогда наши молитвы будут угодны Богу.

Распространено и другое суеверие: если поставить свечу за упокой или заказать панихиду по живому человеку, то он обязательно умрет. Такое магическое отношение к церковному обряду как к ритуалу который действует сам по себе, встречается довольно часто. Приходят люди на исповедь, каются, что хотели таким образом отомстить кому-то. Стараюсь объяснить, что глупо и невежественно так думать, а поступать тем более. В церковной жизни, как и вообще в духовном мире, ничего не происходит «механически», стоит только поставить свечку или написать записку. Или спрашивают: «Что делать, если мне поставили свечу за упокой?». В этом случае пытаюсь успокоить человека: если у него есть чуть-чуть веры, он должен понимать, что Бог всё видит и всё знает. И заботится о нас даже больше, чем мы о себе сами. Поэтому говорю: «Не переживайте, пусть молятся за упокой ваших страстей».

Важно самим задумываться о своих поступках, следовать заповедям, жить церковной жизнью, чтобы переродиться в жизнь вечную. И не бояться задавать вопросы — во многих храмах города есть дежурные священники, которые готовы выслушать и разрешить недоумения. В этом случае «простые вопросы» станут не преградой, а первыми шагами на пути человека к Богу.

Ольга Новикова
Газета "Православная вера" №20 (376) за 2008 год

Источник: www.eparhia-saratov.ru