1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вопросы священнику. Новые ответы

Печать

Written by Воцерковление.ru

Не является ли грехом не защита своего тела-храма души от посягательств других людей? Как обуздать чрево? Кого мне считать своей Святой Покровительницей? На вопросы посетителей портала отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Отец ДимитрийСколько можно спать православному человеку в выходной день, если он много работает физически всю неделю?

Столько, сколько требуется для восстановления своих физических и моральных сил. Если, конечно, это не вредит вашим семейным и другим обязанностям. Ну, и о посещении храма, естественно, забывать не стоит. Если вы не являетесь послушником какого-нибудь монастыря, то оптимальная продолжительность сна может регламентироваться только вами, распорядком вашего выходного дня и вашей совестью.

* * *

Батюшка, объясните пожалуйста настоятель(настоятельница) монастыря и игумен(игумения) это обычно одно и тоже духовное лицо? Игумен и архимандрит это монашеские звания? Если можно поподробнее. Заранее прошу извинить меня, если что не так. Прошу также принять мою искреннюю благодарность с наилучшими пожеланиями всем участникам, организаторам и благотворителям сайта. С уважением, Ксения.

Игумен, игумения - (с греч. «ведущий») — настоятель (настоятельница) православного монастыря

Изначально игумен не обязательно был священником, позже стали избираться только из числа иеромонахов.

В 1764 году по Манифесту о секуляризации монастырских земель русские монастыри были распределены по трём классам; глава монастыря третьего, низшего класса стал называться игуменом. Отличие его от архимандрита (с греч. «начальник пещеры», настоятеля монастыря первого или второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию с «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру.

В XX — начале XXI вв. в Русской православной церкви игуменство давалось в награждение монашествующему священству (сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывалось с участием в управлении монастырём. Только игумен, являвшийся начальником монастыря, обладал правом ношения посоха.

В 2011 г. Архиерейский собор Русской православной Церкви, приняв предложение Патриарха Кирилла, отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырём. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. При оставлении должности настоятеля (наместника) монастыря звание игумена будет сохранено за человеком в память о понесённых трудах.

* * *

Батюшка, скажите, пожалуйста, канонизированы ли оптинские новомученники - иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт? Слышала, что есть свидетельства мироточения их крестов, что они горячо отзываются на молитвы православных и всегда помогают, я даже видела икону этих новомученников. Но в своем Храме я не могу заказать им молебен. Мне отказывают на том основании, что они не причислены к лику святых. Неужели это правда? Как быть в таком случае? Могу ли я молиться этим новомученникам?

Да, это правда, оптинские новомученики еще не канонизированы Православной Церковью и молебны им служить пока нельзя. Однако, история Церкви знает немало случаев, когда почитание святых начиналось задолго до их официальной канонизации, как, например, в случае с блаженной Ксенией Петербургской. За убиенных иноков можно заказывать панихиды, к ним можно обращаться в своих молитвах. С одной стороны, даже хорошо, когда почитание опережает канонизацию. К канонизации святого Церковь подходит естественно, уже почувствовав помощь угодника Божия, хотя мироточение и прочие чудеса являются глубоко второстепенными факторами в таких случаях.

* * *

Благословите Батюшка! Я знаю одну семью (православную), у них воспитывается мой крестник, кроме него у них под опекой находится еще девочка. Эта девочка была найдена в каком-то дачном поселке Ленинского района. Как ее звали на самом деле неизвестно, так как установить родителей этого ангела не удалось или хотя бы тех кто ее оставил в холодную погоду одну! Самой девочке на тот момент было 1,5 года, а развитие было на полгода, врачи говорили что этот ребенок будет растением, но любовь, терпение, а самое главное Божья помощь сделали свое! Она сама ходит, немножко может говорить, знает все игрушки, сама катается на машинке, в общем она сделала громадный скачок в своем развитии! Но дело не в этом. Отдел опеки дал ей имя Анна, а в семье, в которой она живет уже почти 3 года ее зовут Катюшей! Когда ее нашли на ней был крестик! Не совсем понятно была ли она крещена, но ведь крестик просто так не оденут! Как же нам поступить: крестить или нет, а если нет то каким именем упоминать о здравии? Спаси Господи!

Бог благословит! Конечно, просто так крестик на ребенка одевать никто не станет, но, на всякий случай, можно посоветоваться с вашим приходским священником, и, если он, приняв во внимание все обстоятельства, сочтет нужным, покрестить, то покрестит несколько видоизмененным чином: «Если не крещена, крещается раба Божия …». С тем, какое имя называть на причастиие, несколько сложнее, но и здесь можно найти выход полюбовно, приведя со временем документы в согласие с тем именем, каким ее зовут в приемной семье (это должно делаться или в ЗАГСе, или в органах опеки, точно не подскажу). Есть такой церковный обычай, если имя, данное человеку при крещении, точно не известно, причащают с тем, каким этого человека привыкли называть окружающие его люди, в первую очередь, родные и близкие. Так что пусть определяются с тем, какое имя будет написано в будущем паспорте ребенка (Анна или Екатерина), и причащают с этим именем.

* * *

В духовном плане я иду назад, а не вперед. Я – духовный Обломов, т.е. мечтатель, теоретик, но не более. Не знаю, как выбраться из этого болота, с чего начать. Прошел период благодати. Переход от него к обыденному состоянию у меня произошел довольно жестко и резко: через псих. болезнь. И после нее я никак не могу оклематься в духовном плане. Моя проблема не в неверии – я, слава Богу, нисколько не сомневаюсь в Его бытии, в присутствии Бога в моей жизни. Проблема в реализации христианского идеала в жизни. Вроде стараюсь молиться, ходить в церковь, но получается больше формально, нет главного -борьбы со страстями, а сравнить есть с чем – я помню период благодати, когда сердце горело. Знаю, что этот период дается для того, чтобы проверить человека на верность Богу. И я чувствую, что эту проверку не прохожу. Читала, что если нет в душе благодати Св. Духа, значит, невозможна духовная жизнь – невозможна ни борьба со страстями, ни чего-то еще. А у меня ее нет - получается замкнутый круг.

К сожалению, плохо помню историю Обломова. Если не ошибаюсь, впервые ему удалось вылезти из своего сонного болота только с помощью своего друга, который выкинул его заплесневелую от долгого лежания на одном развороте книжку про путешествия по Африке, заставил подняться с дивана и вытянул «в свет», зажег первой любовью. Чем все закончилось – это не так уж важно в нашем случае, главное, что мы поняли аналогию – во-первых, с дивана нужно подняться. Во-вторых, найти свою любовь, ради которой хотелось бы продолжать свое активное существование. Тем другом, который поднимет вас с вашего ложа духовного расслабления, может стать литература; литература, в которой описаны примеры подвижников благочестия, даны духовные советы новоначальным, и, конечно же, Евангелие, которое можно читать и перечитывать миллион раз. Эти книги не могут, хоть на какое-то время, не зажечь наше сердце любовью, любовью к Тому, кто Сам есть Любовь. Дальше нужно будет лишь не повторять ошибок, описанных у классика, не улечься на диван обратно, не разочаровать свою любовь, и, научившись преодолевать трудности духовной жизни, радоваться победам и не опускать руки после поражений.

Начавший возрождаться Обломов погиб душой, расставшись со своим другом, поддерживавшим в нем горение жизни. Благодать – это не друг, поднимающий с дивана уже взрослого человека, это дух детства, (да-да, оно было и у Обломова), когда так легко бегать и прыгать, ловить рыбу и лазать по деревьям, словом, радоваться жизни в полную силу. Первая благодать неизбежно проходит, как и детство. Но у нас есть наши друзья - книги, которые не замедлят показать нам пример того, как можно и нужно жить уже во взрослом состоянии. Да, кстати, и живых друзей, более опытных в духовной жизни, с которыми можно посоветоваться, тоже никто не отменял.

А чувство, что вы не проходите проверку, не оправдываете Господних надежд, не имеете Святого Духа – это, кстати, очень хорошо. Неприятное чувство, конечно, но хорошее. Оно (в идеале) заставляет действовать, а не останавливаться на достигнутом. Неутолимая жажда могла бы заставить нас непрерывно припадать к роднику, а непрерывная жада духовная может заставить непрерывно припадать к Источнику Жизни – Христу. Вот, когда вы ощутите, что достигли совершенства или, хотя бы, приблизились к святости, к которой призывает Господь – вот тогда вы погибли, потому что успокоились и снова прилегли на пресловутый Обломовский диван безмятежности.

* * *

Священник благословил меня в пост читать каждый день по кафизме из Псалтири. До сих пор я выполняла это правило, но теперь у меня начались "критические дни", а я слышала, что в это время женщина - мерзость перед Богом и не имеет права ходить в храм

Мерзость перед Богом – грех, но никак не грешник. За нас, грешников, Он на Кресте распялся. Критические же дни - это физиологическая особенность человеческого организма наряду с другими процессами его жизнедеятельности. Нет основания считать их грехом. Согласно установившейся традиции (на которую, однако, у святых отцов нет единого мнения) женщина, в определенные дни, по сугубому своему благочестию, избегает причастия Святых Христовых Таин, принятия святой воды, и избегает прикасаться к святыням. Читать в эти дни Псалтирь, молитвослов и, вообще, молиться в церкви запретить ей никто не может и не имеет права. Более подробно с вопросом ознакомиться можно здесь.

* * *

Почему церковь ВСЕГДА дает примеры как врать или уклоняться от ответа ребенку на его вопрос как он был зачат (родился)? Ведь если вначале достаточно сказать, что его родила мама и что он был у неё в животике, то потом раньше или позже все-равно будет задан вопрос о том как он туда попал и для чего в таком случае нужет папа? Тут суть заключается в неугодности Богу самого физиологического процесса производимого детородными органами или же в том, что до грехопадения физиология зачатия у Адама и Евы (чисто гипотетически допускаю) была иной (может и детородных органов в теперешнем виде в тех условиях не было вообще, а потому они как-то чисто "ментально" должны были размножаться)? Ведь если теперешний способ размножения есть настолько неприлично-неугодный (греховный), что его всячески надо замалчивать дабы ребенка "не развратить" как я понимаю (хотя непонятно собственно чем), тогда отчасти становится ясно почему такое постоянное негодование по сему поводу в православной среде культивируется?

Во-первых, лично я не видел ни одного примера того, как Церковь учит врать ребенку, если знаете - подскажите. Возможно, это были мнения частных лиц, которые могут и заблуждаться, но никак не мнения всей Церковной полноты. Во-вторых, детям много чего, до поры до времени, не раскрывают во всех красках, например, увидев на прогулке мертвую кошку у обочины, психически здоровый родитель вряд ли станет четырехлетнему ангелу в подробностях объяснять, как ее переехал автомобиль и что она умерла от разрыва внутренностей, а постарается успокоить и отвлечь, сказав, что киска просто устала бежать по дорожке и надолго уснула. Не нужно лишать детей детства. Так же, до определенного возраста детей не исповедуют, и не потому, что чего-то от них скрывают, просто их психика еще просто не готова к этому испытанию. И на работу, кстати, детей принимать запрещено, причем, на государственном уровне, но, это же не означает, что оплачиваемый труд взрослого человека греховен.

«Брак у всех да будет честен, и ложе непорочно» - писал евреям апостол Павел. «Плодитесь и размножайтесь» - заповедовал людям Господь (каким образом должно было происходить это в Раю не сказано, но, в любом случае, то, что мы имеем сейчас – создано Богом, а не само по себе до или после грехопадения появилось). Тем не менее, ни одна сфера человеческой жизни после грехопадения не подвержена таким извращениям и спекуляциям, как половая, вот и стремятся детей как можно дольше ограждать от знакомства с этой сферой (как следствие – и от знакомства с неизбежными спекуляциями, достаточно вспомнить «детский фольклор» на эту тему уже в детском саде). Надеюсь, что ответил на ваш вопрос.

* * *

Если в детстве были получены установки от матери теперь мешающие жить (на них позже привилось и до сих пор держится пристрастие к греху), то кто виноват? Ребенок? Тем что был прилежно послушным? Или же даже и в этом случае, все-таки, такой человек должен во всем винить только себя (как того требует православная традиция) презирая то, что был послушным ребенком? Ведь в том возрасте он просто покорно и прилежно исполнял родительское нравоучение, то с чего видеть себя виноватым? Получается, что зря по голосу совести исполнял послушание матери? Или все-равно что и когда произошло: в любом случае всегда винить надо только себя и больше никого? Ну, чтоб Богу угодить и душу спасти...

Пристрастия ко греху успешно развиваются и существуют и без родительских установок. Тем не менее, мать несет ответственность за воспитание ребенка, которого нельзя винить за качество этого воспитания. Но, по мере взросления, человек обязан осознать необходимость самому отвечать за свои поступки, добрые и злые. Если бы только родители определяли наши греховные страсти, то все человечество, каждый человек по отдельности, в равной степени страдало одними же и теми грехами. Однако, мы видим, что даже в пределах одной семьи кто-то более склонен к чревоугодию, кто-то к воровству, кто-то ко лжи и так далее. Таким образом, неся в душе отпечаток родительских грехов (в семье пьяниц сложно вырасти трезвенником), взрослый человек целиком и полностью в ответе за свои поступки. До тех пор, пока не познакомишься с Евангельскими заповедями, родительские заповеди, если они не откровенно аморальны даже с точки зрения ребенка, можно и должно исполнять. Но, когда узнаешь, что привитые в детстве привычки греховны, никто не заставляет придерживаться их в дальнейшей жизни, хотя разрыв с «традициями» и может оказаться очень болезненным. Тем драгоценнее будет венец, полученный от Господа. Для наглядности можно почитать жития святых, когда дети шли ради Христа в разрез с греховным послушанием родителям, например, житие великомученицы Варвары. «Кто любит отца или мать больше Меня – недостоин Меня» говорит нам Христос.

* * *

У меня сложная ситуация в семье. Прожили с мужем 15 лет, 3 мес. назад развелись, у нас двое детей-15 и 8 лет.У мужа, за последние 5 лет вторая любовница."Гуляет" он с первого года нашей совместной жизни, но тогда я только догадывалась. А с последними знакома лично. Последний год периодически не жили вместе по месяцу, по два (вроде купил себе квартиру, уезжает якобы в командировку, а сам живет там). Потом приходил, просил прощения и я прощала. И так до следующего случая. Но обстановка настолько накалилась, что узнав последний раз о его вранье, я развелась. Сама хожу в церковь, причащаюсь, но развелась без благославления. Сейчас вроде живем вместе, но отношения там продолжаются (он все отрицает). Сначала хотели заново расписаться, но сейчас он уже не хочет, говорит, что я всего лишь бывшая и мать его детей. Подскажите, как дальше себя вести, я все еще люблю его, но ведь так жить тоже нельзя-это грех. Просить, чтобы ушел или жить дальше ради детей? Брак не венчан, муж в церковь не ходит.

Супружеская измена – один из вполне официальных, признаваемых Церковью, поводов для развода, если нет готовности, со стороны одного супруга, прекратить изменять, а с другой – простить измену. Тем не менее, решать, как сложатся ваши дальнейшие отношения, предстоит только вам самим, в крайнем случае, посоветовавшись с вашим духовником, простите.

* * *

Непротивление злу-ударили по левой щеке подставь правую. Но ведь безнаказанность порождает вседозволенность. И не является ли грехом не защита своего тела-храма души от посягательств других людей?

Не дерзну с этих позиций комментировать Евангелие: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52), и тем более не берусь обвинять безропотных мучеников за Христа в том, что они умножали вседозволенность. Сила Христова в немощи совершается, но только когда немощь эта ради Христа и за Него, и Он Сам даст тогда «уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся»(Лк.21:15) Физическое поражение в этом случае всегда оборачивается победой духовной и нравственной. То, как преподобный Серафим встретил разбойников и дал им себя искалечить достойно восхищения и ревности духовной, но можно вспомнить и преподобного Сергия, благословившего двух монахов на участие в битве с татарами. И поступок священника, раскидавшего в разные стороны хулиганов, пытавшихся обидеть его матушку, достоин если не похвалы, то уважения. Одним словом, если дело касается только твоей личности – только степень духовной зрелости определяет наше отношение к обидчику и наши последующие действия, но когда хулят Христа и Церковь, обижают слабого, когда враг угрожает твоей отчизне, семье, вообще, всему, что тебе дорого – можно и даже нужно схватиться за что-нибудь тяжелое, для большей весомости достойного ответа. Хотя, и здесь возможны вариации. Опять же, все зависит от ситуации и нашего духовного возраста.

* * *

Помогите разобраться, кого считать своей Святой Покровительницей? Имя дали родители просто потому, что оно им понравилось. Крещена была в начале 90-х, когда многие это делали. Теперь я верующий человек и меня этот вопрос волнует. Я родилась 5 августа. Сначала я считала своей покровительницей Святую царицу Елену (о других Святых с таким именем я даже не знала). Ближайшие к моему дню рождения именины 10 августа, когда прославляют новомученницу Елену (Асташикину). Но она прославлена после моего Крещения, но до того, как я стала верующей. Так кого мне считать своей Святой Покровительницей?

Изначально вы считали Святую Царицу Елену вашей покровительницей? В таком случае, именно она ею и является. Посудите сами: она помогала вам своими молитвами, являлась вашей покровительницей, пока вы не узнали о других святых с таким именем, неужели она перестанет помогать лишь на том основании, что память новомученицы Елены несколько ближе ко дню вашего рождения, чем ее? А если через какое-то время прославят еще одну Елену, с памятью, скажем, 6 августа? Есть такая поговорка: «Старый друг лучше новых двух», тем более, что никто не запрещает, считая своим небесным покровителем царицу Елену, чтить память еще и новомученицы.

* * *

Скажите пожалуйста, в утреннем и вечернем правиле есть такие молитвы после которых написано "Поклон". Вот например из утреннего правила "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)" или молитвы о живых и усопших! Меня интересует следующее, когда написано поклон только надо кланяться, а креститься не надо или то и другое? Меня мучают сомнения по этому поводу, думаю вот если перекрещусь и потом поклонюсь, то неправильно читаю правило. А вот если только поклонюсь потом меня еще большие сомнения одолевают - вдруг между мной и Господом лукавый встает в таком вот проявлении, что не перекрестилась! Ведь говорят, что когда крестишься все недоброе рушится!

Ваше желание проявлять аккуратность и осмотрительность даже в мелочах весьма похвально. Конечно, нужно накладывать крестное знамение перед поклоном даже там, где это не указано. Это один из образов исповедания нами Христа Богом. Более того, креститься и кланяться нужно в начале и конце каждой молитвы, это вполне естественно и органично, хоть и не указано в молитвослове перед каждой молитвой и после нее. Единственное, о чем хочется вас попросить – не придавайте мелочам такого значения, которое заставляет вас мучиться и одолеваться сомнениями, иначе вся наша жизнь может вдруг стать одним огромным и непоколебимым камнем преткновения, состоящим из ничего не стоящих мелочей, который не даст нам пройти к той свободе, которую принес Господь. К этому однажды уже пришли иудеи, отрекшиеся от Христа. Они пропустили то, самое важное, что было когда-то в их религии, и пришли к сухому и многотомному своду категорических предписаний о том, на какой ноге сначала следует завязывать шнурки, и сколько шагов можно сделать в субботу, не согрешив. В главном - единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь, как сказал некогда блаженный Августин.

* * *

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом. Своим "любимым" грехом считаю чревоугодие. В юности страдала жестокой булимией, отголоски ее остались до сих пор. Советы соблюдать посты мне не сильно помогли, я и постной пищей объедалась, вареньем, например. Особенно невоздержанна в сладком. Сейчас кормлю малыша и священник в нашей церкви разрешил мне пост на время беременности и кормления (я не вдавалась в подробности своего состояния), поэтому сейчас чревоугодие цветет пышным цветом. Я субтильная при этом и близкие стараются меня накормить. Может на очередной исповеди попросить священника устрожить пост? Но главное, что и посты не помогают... Как обуздать чрево? Спаси Господи

Как ни странно, «любимой» может оказаться любая страсть, с которой мы вознамеримся вести борьбу, с чревоугодием боремся – оно «любимое», попытаемся никого не осуждать даже в мыслях – не легче чревоугодия, оказывается, станем обуздывать тщеславие – и сразу же «любимым» окажется именно оно. А самый-самый-самый «любимый» грех у нас – гордыня.

Скорее всего, четкие инструкций по борьбе с чревоугодием можно получить только у вашего духовника. Есть очень много святоотеческой литературы на эту тему. Много полезных советов по запросу «борьба с чревоугодием» может дать интернет. Есть много общих рекомендаций, действенных и не очень, остроумных и предельно серьезных, но все они «сработают» только при наличии железной воли и решимости оставить грех (любой, не только чревоугодие). "Добродетель не груша - враз не съешь". Все приходит постепенно, не вдруг и даже как-то незаметно. Со временем, если будете бороться, по милости Божьей, и бороться легче станет, только не требуйте от себя невозможного и не впадайте в уныние. Так что ваше лекарство - время и постоянство в посте. Ну, и, конечно же, не нужно забывать мудрых святоотеческих слов: «Упал – вставай. Снова упал – снова вставай!» и так до самой смерти, потому что страсть чревоугодия, как писал святой Иоанн Лествичник, не оставит нас даже у порога могилы. Помогай вам Бог!

* * *

Стою перед Причастием, священник произносит молитву - "... еще верую, яко сие есть самая Честная Кровь Твоя...", и понимаю что вот в этот конкретный момент я сам в это не верую, а лишь пытаюсь себя в этом убедить. Я в этом сомневаюсь. Что делать - не идти к Чаше, чтобы не причаститься недостойно себе во осуждение? Усилить самоубеждение? Пытаясь разобраться, почему это происходит, я вспомнил, что слышал фразу одного батюшки, что он не любит пить кагор, т.к. после службы приходится потреблять Дары. После этого версия о пресуществлении мне показалась более правдивой (хотя я понимаю, что это неправославно). Хотя может быть, это не причина, а самооправдание.

Не совсем понятно, как священническое отношение к кагору, как к напитку, смогла повлиять на веру в истинность Крови Христовой. Укрепить нашу веру в истинность происходящего может только Господь, по нашим молитвам: «Верую, Господи, помоги неверию моему!». Никакие уравнения и формулы не смогут описать того, что происходит в алтаре во время Литургии с хлебом и вином, действие Благодати не поддается рациональному объяснению, потому что вера является верой лишь тогда, когда зиждется на любви к свидетельствующему об истинности, а не на научных доказательствах. Сам Христос сказал нам в Евангелии «Сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя», Сам Христос через священника на Литургии, который есть лишь Его образ, проводник Его благодати, свидетельствует нам об истинности происходящего. Ребенок верит матери не потому, что логически обосновывает ее слова, а потому, что доверяет ей, любит ее и знает – мама никогда не обманет и не предаст. Тем более, Господь наш не станет говорить нам о том, чего на самом деле не происходит. Ребенок берет материнскую грудь, может быть даже не отдавая себе отчета в том, что в ней молоко, но это молоко уже действует в нем, навсегда входит в состав его костей и мышц, готовит его к дальнейшей жизни. Мы тоже вряд ли понимаем до конца, что такое Тело и Кровь Самого Бога, но то, что они влияют на нашу душу – факт, не зависимый от нас самих. Однако, если же наша вера происходит от любви – то и укрепить ее можно лишь укрепляя эту любовь. Но невозможно любить того, кого не знаешь, с кем никогда не общался лично. О Боге же можно узнать из Евангелия, чтения Библии, книг, написанных теми, кто уже научился любить Бога и свидетельствовал о Нем – из творений святых отцов. А беседовать с Ним можно в молитве. Читайте больше, учитесь любить, приступайте к Чаше с молитвою «Верую, Господи, помоги неверию моему!» – и научитесь, с Божией помощью, верить.