1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

В чем выражается духовность человека?

Печать

Written by Священник Димитрий Васильев

КнигиЕсли человеку много-много раз повторять одни и те же понятия, возможны два варианта развития событий: человек либо начнет в конце-концов этими понятиями оперировать в жизни, либо понятия эти станут для него фоновым шумом повседневности и перестанут акцентировать на себе его внимание. Нечто похожее может произойти и с термином «духовность», который заново возник в языке постсоветского человека лет двадцать назад, и с тех пор активно используется в самых различных сферах человеческой жизни, от религиозной до кухонно-посиделочной.

Когда мы видим перед собою начитанного, образованного человека, мы восхищенно восклицаем: «Какой у него богатый духовный мир!». В тех же терминах описывают художников всех направлений, от реалистов до арт-эксгибиционистов, писателей, актеров, и прочих творческих личностей. Соответственно, посещающий Божий храм человек априори определяется как «духовный», отчего иногда возникают курьезные ситуации. Об одном из таких случаев рассказывал в своей лекции известный богослов диакон Андрей Кураев: «Как-то в Ярославле проходил семинар городских учителей. И после лекции встаёт одна местная учительница и говорит: " Ну, вот я не знаю, про что Вы тут говорите??? Про духовность какую-то? У вас в Москве может быть она, духовность эта и есть, а у нас нет никакой духовности. У нас даже духовенство бездуховное. Вот я недавно в храм захожу, там служба идёт, посреди зала стоит этот ваш батюшка в золотых одеждах и пальцем в носу ковыряет." Я обомлел, не зная как ответить на этот вопрос. Но рядом был отец Димитрий Смирнов, опытный московский батюшка, он выхватил микрофон из моих хладных рук и говорит спокойным голосом: "Милая моя, простите, я что-то не совсем понял Ваш вопрос. Если Вы пришли в храм и видите, что батюшка стоит посреди храма и в носу ковыряет, это значит, что у батюшки сопли. При чём тут духовность???"».

Понятием «духовность» определяют, что угодно: начитанность, интеллигентность, талантливость — только не то, что следует определять на самом деле. Если взять за основу корень этого слова — «Дух», можно открыть для себя очень интересные факты. Что такое, вернее, Кто Такой «Дух»? Дух Истины, Дух Божий, Дух Святой, Который и есть Бог — вот Кто является первопричиной духовности в первоначальном смысле, таким образом, духовность – это синоним слова «обоженность», «богоподобие», даже, если хотите, слова «святость».

ПокаяниеПочему человек, регулярно посещающий церковь и исполняющий религиозные обряды может оказаться совершенно бездуховным (как ни грустно это сознавать)? Во-первых, потому, что Церковь – это больница для нищих духом, место, куда приходят за лекарством от нашей безбожности, а ведь любое лекарство требует систематического употребления и совсем не обязательно приводит к моментальному исцелению, которое может затянуться (и чаще всего затягивается) на всю жизнь. Много ли мы можем найти в больнице здоровых людей? Здоровые, как правило, туда не приходят — им просто это ни к чему, и даже врачи в этой больнице время от времени страдают от тех или других болячек. Церкви повезло намного больше среднестатистической районной поликлиники, ее Врач никогда не болеет и обладает всеми возможными лекарствами от греховных болезней наших душ, священнослужители же — всего лишь медбратья, на каталках доставляющие совсем уже тяжело больных пациентов к единственному Врачу душ и телес – Христу. Обращающим слишком уж пристальное внимание на недостатки священников людям, поэтому иногда хочется задать вопрос: в минуту смертельной опасности вам не все ли равно, чем болеет санитар, который везет вас в операционную?

Тем не менее, Церковь — неотъемлемая часть жизни духовного человека, и спасения без нее быть не может. Однако спасения не может быть и без еще кое-чего. Откроем Евангелие: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! лазер вижн когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф.25/31-46). Ни слова о посте и молитве, ни слова о долгих богослужениях и ношении юбок, а не брюк. На страшном суде с человека спросят прежде всего не о том, насколько безупречен был он в отношении исполнения церковных уставов, а о том был ли он… человеком. На самом деле — как невозможно представить себе музыканта, умеющего писать симфонии и не имеющего музыкального слуха, как нельзя помыслить художника, различающего девять тысяч оттенков цветов и не имеющего при этом никакого представления о гармонии и красоте, так нельзя быть христианином и не любить тех, кто живет рядом с тобою. Пост, молитва и прочие добродетели — неотъемлемая часть жизни духовного человека, но она вторична по отношению к главной добродетели любви к ближнему. Долгие церковные службы и многочисленные постные дни, платки и юбки у Добротаженщин и борода у мужчин — все это органично смотрится (да и приходит, если честно, естественно и само собой) только в том случае, если человек готов открыть свое сердце навстречу чужому горю, поделиться тем, что есть, с теми, кто в этом нуждается, утешить плачущего и радоваться с радующимся. В реалиях современного мира можно даже сказать, что первая ступень к приобретению духовности, к познанию Бога — это умение делиться своими деньгами с теми, у кого их заведомо меньше. Только такой человек сможет во всей полноте наслаждаться молитвой (наслаждаться, а не переминаться с ноги на ногу в ожидании, когда же эта служба наконец-то закончится), проводить с пользой для души постные дни, радоваться церковной жизни в полную силу, жить в гармонии с Богом, окружающими и самим собою.

Так что, не пора ли нам вместо того, чтобы осуждать тех, кто не ходит в церковь, обратить внимание на то, чем мы сами отличаемся от них в лучшую сторону, кроме того, что не боимся долгих постов и молитв? Есть ли в нас те качества — доброта, отзывчивость и человечность, видя которую люди сами тянутся к нам и копируют образ нашей жизни? Есть ли нам, что ответить Христу, когда Он спросит нас, почему мы не сделали для Него того, в чем Он нуждался, представ пред нами в лице нашего брата или нашей сестры?

Священник Димитрий Васильев