1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

На Великую Пятницу, из Иерусалима

Печать

Written by Святитель Николай Сербский

Вот настал день памяти величайшего преступления, которое когда-либо совершалось под солнцем. День стыда и страха за человеческую совесть до конца времен. Верующие имеют обычай в этот день мысленно или ногами пройти путь Христа. Путь, которым Господь нес Свой Крест на Голгофу. Мы отправились из Гефсимании, зашли в дом Иоакима и Анны, родителей Родительницы Его, думали о Ней – Матери великой скорби. Шла ли Она в этой страшной процессии? Нет. Позже увидим.

ГолгофаДворец Пилата. Ступаем, словно по пеплу погасшего вулкана, но пламя страстей и смрад беззакония еще чувствуются. Здесь был судим и осужден Учитель истины. Здесь Невинный подвергся бичеванию беззаконников. Не оставалось на теле Его ни одного места неизраненного. В минувшую ночь евреи хорошо об этом позаботились. А римские воины бичами углубляли Его раны. Тем, кто изучает римское право и законодательство, следовало бы сюда прийти, чтобы навеки возгнушаться бесчеловечным предательством.

Место, где Господь пал под тяжестью Креста. Как было не пасть? Тяжко было в молчании вынести эту ночь, полную ложных обвинений, клеветы и лжесвидетельств, а тем паче смрад оплевания и множество ран – по множеству добрых дел Его. О Господи, если бы нам здесь быть тогда! Подхватили бы мы Крест Твой и Тебя на руки! Так думали мы, проливая слезы на этом Пути Боли, который превратился бы в Реку Боли, если бы все слезы христиан потекли по нему. Блажен Симон Киринейский [1], который, взяв Крест Христов на себя, облегчил муки Тому, Кто пострадал за всех людей!

Вот мы у дома святой Вероники [XXII]: из окна этого дома увидела Вероника страшное шествие. Изуродованный лик Христа, походивший на кусок полотна, пропитанного кровью, слюной, пылью и потом, вызвал сострадание в ее девичьем сердце. Сжалилась девушка, выбежала к Осужденному и чистым платком отерла Ему лицо. Безмолвный Мученик не мог произнести слова благодарности, но отблагодарил ее, оставив на том платке изображение лика Своего.

Вот мы пришли туда, где Богородица встретилась с Сыном. В поисках Его здесь и там Она вышла из боковой улицы и неожиданно оказалась с Ним лицом к лицу. Она едва узнала Его. Неужели это Ее Сын, неужели Она родила Его? Эту огромную рану, размером с человека? Но раной этой исцелился отравленный грехом род человеческий. Ничего не сказал Он Ей. Ничего Она Ему не сказала. Но души Их поняли и приветствовали друг друга. "Чадо Мое,– рыдала душа Матери,– весна Моя красная, куда исчезла красота Твоя!".

Наконец мы тут, перед кровавой скалой. Перед Голгофой. Играй как гэмблер в азартные игры рулетку и автоматы с умом и по настоящему на реальные деньги в казино рояль на сайте www.onlaincasinoroyale.com там всё можно выиграть деньги. Полдень. Он был распят именно в это время [XXIII]. Стук молотков отдается в наших душах. Мы простояли здесь до трех часов, души наши были у подножия Креста. Да омоет их Кровь Его! В три часа Он испустил дух [2]. В этот миг природа восстала против беззакония человеческого: земля потряслась; и камни расселись [3]; солнце черным покровом закрыло лицо свое.

Только воскресение могло быть наградой такому безграничному страданию. Только воскресением Христовым могут обрести мир природа и наша совесть.

  1. См.: Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26.— Ред. ^

  2. См.: Мф. 27, 46–50.— Ред. ^

  3. Мф. 27, 51.— Ред. ^

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма


[XXII] Вероника, святая († I век; память 4/17 февраля).

Согласно преданию, когда Христос шествовал к месту распятия, некая благочестивая иерусалимская женщина, именем Вероника, увидев Его страдания, раны, кровь, пот на Его лице, восскорбев сердцем, безбоязненно бросилась к Осужденному, чтобы подать Ему как плат покрывало со своей головы, желая как-то утешить Страдальца теплотой участия среди холодного любопытства и страха. Когда Спаситель отер лицо и вернул покрывало, Вероника обнаружила на нем запечатлевшийся образ Христа, вскоре прославившийся чудесным исцелением недугов. Умирая, Вероника завещала бесценную святыню ученику святого апостола Павла († 67; память 29 июня/12 июля) священномученику Клименту, папе Римскому († 101; память 25 ноября/8 декабря). До VII века образ хранился в Риме, в церкви Санта Мария Маджоре; где обретается эта святыня сегодня – неизвестно. ^

[XXIII] Полдень. Он был распят именно в это время.

Восточный счет времени отличается от нашего. По богослужебному Уставу сутки отсчитываются от заката солнечного до заката следующего дня, а не с полуночи, как это принято у нас. Кроме того, по счету Устава, сутки в продолжение целого года имеют одинаковое число часов для дня и для ночи, как бывает в дни равноденствия, когда день равен ночи, то есть 12 часов имеет день и 12 часов имеет также ночь. Этот счет часов употреблялся в землях, близких к экватору. Указание на этот счет часов дня по равноденствию можем видеть в словах Господа Спасителя: не двенадцать ли часов есть во дни (Ин. 11, 9). В Типиконе (гл. 8) сказано: «Сей предел о литургии и о трапезе писася во странах Иерусалимских, и лепотственно быти тако везде в равнины (равноденствия) весенние и осенние. В лете же и зиме в велицей России быти зде знамению (то есть звону) по рассуждению времени, в лете долготы ради дне лепотственно продолжати, в зиме же за малость дне упредити, рассуждением настоятеля». В дни равноденствия захождение солнца бывает около 7-го часа вечера, нашего счисления времени, а восход солнца – около 7-го часа утра, нашего счисления времени. Итак, счет часов, который ведут в землях, близких к экватору (от заката солнца и по равноденствию), разнится с нашим счетом (от полуночи) на 6 часов. У нас еще продолжаются часы вечера: 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й одного дня, а по Уставу это часы уже другого дня; у нас 1-й час пополуночи, а по Уставу это есть 7-й час ночи; у нас 7-й час утра, по Уставу же это 1-й час дня; наш 1-й час пополудни есть по Уставу 7-й час дня. Итак, службы, назначаемые Уставом в 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по счету, употребляемому на Востоке, что соответствует нашим 7-му и 9-му пополуночи, полдню и 3-му пополудни. (См.: Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 152–154.) ^