1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вопросы священнику. Новые ответы

Печать

Written by Воцерковление.ru

Можно ли ежедневным чтением Евангелия считать ежедневный просмотр в компьютере передачи с ТВ Союз? Как начать воцерковление? Как вести себя с неверующим супругом, требующим выбора между ним и Церковью? Можно ли исповедоваться, если нет чувства раскаяния? На вопросы посетителей портала отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Отец ДимитрийМожно ли ежедневным чтением Св.Евангелия считать ежедневный просмотр в компьютере передачи с ТВ Союз "Читаем Евангелие вместе с Церковью"? Где Евангелие сначала читают на старославянском, затем на современном языке и затем идет толкование. Каждый день по главе.

Ну, а почему же нельзя-то? Читать Писания с экрана компьютера или коммуникатора можно, некоторые даже молитвословы с собой в «умных» телефонах носят, есть и аудиозаписи Священного Писания, почему же не быть видеоматериалам? Правда, читая книгу легко можно «зачитаться» и вместо одной главы охватить вниманием несколько, что, безусловно, неплохо, а вот телевизор покажет вам только то, что заложено в него оператором, ни больше ни меньше. Ну и, конечно, у вас не будет возможности вернуться назад, если вы что-то пропустили, а в бумажном варианте один и тот же абзац можно читать столько раз, сколько потребуется (хотя, компьютер, по сравнению с телевизором, этих недостатков лишен). Единственным субъективным минусом можно назвать разве что некую «громоздкость» подачи видеоматериала, печатная продукция усваивается несколько проще, но, повторяюсь, это лишь субъективный недостаток. А как ориентироваться в том, какое место читается – решать вам. Думаю, в начале каждого ролика указано соответствующее место из Писания, но никто не запрещает вам, так же, научиться ориентироваться на слух, (данная опция открывается у человека после основательного знакомства с первоисточником – Евангелием, и после десяти – двадцати самостоятельных прочтений его целиком, вы сами уже сможете сказать, из какого места взят тот или иной отрывок).

Я хочу воцерковиться, исповедаться во всех грехах, но как только собираюсь что-то сделать, даже читать духовную литературу, меня что-то как будто уводит в сторону. Отвлекаюсь на что-нибудь другое. На службу ходить не могу, т.к. дочка грудная. Помогите, подскажите что делать, как и с чего начать?

На службу как раз легче всего ходить пока ребенок еще грудной. Это потом, когда он подрастет и научится бегать и разговаривать, находиться одновременно и в молитвенном состоянии и в одном помещении с этим «тайфуном на ножках» станет уже практически невозможно. Так что у вас сейчас золотое время, используйте его, пока не поздно.

То, что уводит вас в сторону от любого доброго начинания – тоже не ново и называется искушением. Вас проверяют, насколько глубоко ваше желание спасти душу на самом деле, чем вы готовы поступиться ради Того, Кто и саму жизнь Свою отдал за вас на Кресте. Методы борьбы классические – на провокации не поддаваться! Дай вам Бог помощи и терпения!

Как вести себя в такой ситуации, когда неверующая половина требует сделать выбор: или я или Церковь?

Однозначно – выбирать лучшее, то есть жизнь вечную. Есть и менее радикальный способ - пересмотреть свое поведение, вызвавшее столь резкое отторжение со стороны неверующей половины. Есть такая поговорка, зачастую справедливая: «Когда в семье появляется праведник, все остальные автоматически становятся мучениками». Конечно, может быть это и не про ваш случай, но присмотритесь повнимательнее - а вдруг? Не бросили ли вы следить за своей внешностью после воцерковления, закутавшись во все черное до бровей и отъедая лишние килограммы на постных булочках? Для мужчины, тем более не помышляющего, до поры, о таких высоких материях как душа, состояние тела жены весьма немаловажно. Не заставляете ли вы свою половину два раза в неделю питаться исключительно бутербродами со шпинатом, тогда когда его пришедший с работы организм хочет мяса на ужин, а после него и еще чего-нибудь, в дни поста совершенно уже для вас неприемлемого? Представьте, с каким трепетом он каждый год будет ждать Великого поста, какой благодарности будет преисполнен к Церкви и ее священным уставам? И не гоняете ли вы его от телевизора всякий раз, когда вам хочется в тишине и уединении прочитать молитвенное правило и еще вон те два акафиста? Какой такой футбол? Чтоб никаких азартных игр в доме!...

Конечно, намечающийся распад семьи совершенно не повод для смеха, но… Дай Бог, чтобы все выше сказанное было именно про вас, потому что тогда у вас еще есть шанс все осознать и исправить свой монашеский образ жизни на обычный, семейный, который, собственно, и положено вести семейным и любящим друг друга людям, из которых один православный, а второй вполне может быть и атеистом. Видя вашу любовь, адекватность, постоянно хорошее настроение и отсутствие внутренних противоречий, видя вашу доброту и отзывчивость, гармонию внешней и внутренней красоты, а так же плоды всех вышеперечисленных качеств, ваш супруг, может быть, нет-нет, да и сопоставит логически следствие и причину – лучащуюся изнутри светом жену и ее искреннее и истинное Православие. А там и до совместного Причастия недалеко. Муж неверующий освящается женой верующей, как сказано в Писании.

Но если вы все же избежали искушения «стать монахиней» при живом муже и все равно видите его неадекватную и нечеловеческую (чтобы не сказать, сатанинскую) злобу в ответ на ваше адекватное поведение, то, увы, скорее всего с ним придется расстаться, это все равно произойдет, даже и без вашего в том активного участия. Вы же не расстанетесь со Христом?

Каждый христианин должен исповедоваться каждый пост как минимум... Но вот у меня проблема, я знаю что надо сходить на исповедь, но не могу, потому что не чувствую раскаяния. Осознаю грехи, знаю что можно делать, что нельзя, но искренне в них покаяться не могу.Что вы можете мне посоветовать?

Вы согласны с утверждением, что каждый человек должен мыться несколько раз в год, как минимум? А теперь найдите логическую ошибку в утверждении: «Я знаю, что нужно сходить помыться, но не пойду, потому что у меня который месяц ничего не чешется»… Может быть, у человека уже атрофия кожных покровов наступила, и восстановить иннервацию можно только регулярными водными процедурами, в которых он, как раз, никакой нужды и не видит… Если аналогия вам понятна, выводы вы сделаете правильные.

Мы много чего не можем искренне. Не можем искренне помочь человеку, если в глубине даже самой чистой души будет сидеть маленькая корыстолюбивая мыслишка, не можем искренне совершать молитву, какая-то часть нашего сознания обязательно будет настырно летать в небесах, уж простите за неизбежный каламбур. Даже простое яблоко мы не можем съесть так, чтобы в нем гарантированно не было червяка. Одним словом, червяка-то не трогайте, а яблоко, если вкусное – отчего же не есть. Червяки, они, как раз, самые вкусные плоды и подтачивают. Если такое яблоко попадет в руки маленького ребенка, который еще не умеет отделять одно от другого, он побежит с ним к матери, и та возьмет вредителя на себя, а спелый фрукт отдаст обратно. Перед Господом мы все – несмышленые дети. Возделывайте сад своей души, взращивайте в нем плоды своих добродетелей, а неизбежную неискренность приносите на суд Божий, Он знает, что от чистого сердца, а что от лукавого и умеет отделять одно от другого.

Оглядываясь на свою жизнь,вижу, что нет ни одной заповеди, которую бы я не нарушила, и нет ни одного греха, который бы я не испробовала. Сейчас стараюсь меняться. Единственное, от чего мне трудно избавиться, так это от злобы. Очень часто бываю просто в бешенстве. Помогите, пожалуйста, советом.

Никогда не говорите, что нет такого греха, которого бы вы не сделали, иначе вас могут спросить, действительно ли вы умели летать на метле и варить приворотные зелья в полночь на кладбище. Могут и чего похуже спросить, но вам про такие грехи лучше даже и не слышать.

О том, как избавиться от злобы, написано очень много святоотеческих трудов, какой из содержащихся в них советов подойдет именно вам – зависит от обстоятельств вашей жизни, склада характера, воцерковленности, и многих других факторов, сложить которые воедино сможет лишь хорошо знающий вас священник после неоднократных исповедей и личных бесед.

У меня появился страх, что если я не прочитаю утренние молитвы, то день пройдет плохо. Мне хотелось бы молиться, когда действительно этого хочется и когда душа просит и не корить себя за то, что в какие-то дни я не помолилась и не бояться весь день, что из-за этого день пройдет ужасно. Подскажите, как быть в подобной ситуации?

Есть мнение, что граница между верой и обрядоверием пролегает там, где кончается любовь и начинается страх. Страх, что прочитанная молитва принесет удачу, а непрочитанная – несчастье, страх, что неотпетые покойники обязательно будут сниться по ночам, а в неосвященных иконах из обычного магазина живут бесы. Не бойтесь, не надо! Наш Бог не рассматривает обращение человека к Себе (молитву) как необходимую жертву, за отсутствие которой шлет неотвратимую кару. Молитва нужна прежде всего нам самим, точно так же, как ребенку необходимо общение с матерью. Ребенок может заиграться, проснувшись, и не сказать «Доброе утро!», или просто устать и уснуть на полу рядом с коробкой из под игрушек и не рассказать матери всего, что произошло с ним за день (что видел ночью во сне), не попросить прощения за шалости, не пожелать «Спокойной ночи!» – от этого мать не станет любить его меньше. Она знает, придет время, и ее чадо снова, как раньше, подбежит к ней, ласкаясь и что-то увлеченно лепеча… Будьте как дети!

Хотя, конечно, люди мы взрослые, и, не смотря на все аналогии, молитвенное правило не стоит оставлять без особой нужды, хотя бы как дисциплинирующее средство и, как это ни странно может звучать, элементарную вежливость по отношению к Небесному Отцу. Если очень спешишь, можно и не рассказывать всего, что приснилось, но, очевидно, что на «Доброе утро!» найти время можно всегда.