1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Вопросы священнику. Новые ответы

Печать

Written by Протоиерей Михаил Воробьев

Можно ли исповедаться в исключительных случаях по телефону или по электронной почте? Если Бог сотворил человека, откуда появились неандертальцы? Можно ли определить возраст Земли отталкиваясь от текста Библии? Как относиться к трудам профессора МДА А.И. Осипова? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска.

протоиерей Михаил Воробьев

Нахожусь сейчас в стране, где нет православного храма и священника, материально тоже не обеспечен, чтобы поехать в соседнюю страну, где есть православные приходы. Сложилось так, что оказался здесь и буду пребывать еще какое-то неопределенное время. Мне не удалось покаяться в одном грехе, который  совершил, за который мне стыдно и очень больно. Знаю, что нужно исповедоваться лично перед священником, но в связи с моей трудной ситуацией, есть-ли такая возможность исповедоваться по телефону или по эл почте?

 

Если у Вас есть духовник или хотя бы знакомый православный священник, то с его благословения, ввиду исключительной ситуации, можно исповедаться дистанционно. Если – нет, то постарайтесь найти православный приход, принадлежащий не Русской, а любой другой Православной Церкви, например, Греческой, Румынской или Сербской. В крайнем случае, попросите принять исповедь священника – католика. Если и это окажется невозможным, покайтесь в своем грехе перед Богом в присутствии любого православного человека. Если Ваше покаяние искренно, Бог примет его, и грех Ваш будет прощен. Однако и в этом случае, при первой же возможности, необходимо повторить исповедь перед православным священником.

 

В Евангелии от Иоанна (20:22) есть такая строка "Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго." Услышав это на Литургии, я подумал - филиокве? О чем здесь идет речь, и как это связано с сошествием Духа на апостолов (Деян 2:21)?

 

Филиокве (в буквальном перводе с латинского – «и Сына») – учение Римо-Католической церкви о превечном исхождении Ипостаси Бога Духа Святого от Бога Сына. Это заблуждение, ставшее догматом у католиков, касается взаимоотношения Ипостасей Святой Троицы, которое является вечным и неизменным.

 

Не соглашаясь с филиокве, Православная Церковь твердо исповедует исхождение Ипостаси Святого Духа от одной только Ипостаси Бога Отца. Но подается эта исходящая от Отца Ипостась через Сына: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»(Ин.15,26).

 

Однако в Евангелии от Иоанна (29:22) говорится не о явлении Духа Святого как Ипостаси Троицы, а только о наделении учеников Иисуса Христа одним из даров Святого Духа, необходимого для их апостольской деятельности. Суть этого дара состоит в особой духовной проницательности, позволяющей определить искренность покаяния, а так же в присущей Таинству Священства праву прощать (или не прощать) человеческие грехи.

 

Ипостасное явление Бога Духа Святого произойдет позже в праздник Пятидесятницы, как об этом рассказывается во 2-й главе книги «Деяния святых апостолов». Бог покидает мир в Вознесении в Ипостаси Сына и возвращается в мир в Пятидесятницу в Ипостаси Духа Святого. Сошествие Святого Духа превращает общину учеников Иисуса Христа в Церковь, особую реальность, в которой всегда присутствует Бог в Ипостаси Святого Духа.

 

В Библии сказано о том, что мир был создан за 6 дней, и на 6-й день был создан человек, но тогда я не понимаю,  существовали ли по-настоящему динозавры и неандертальцы, кости которых находят?

В повествовании о сотворении мира Библия употребляет слово «день» до того, как были созданы небесные светила. Это означает, что библейское понятие «дня» не совпадает с современным представлением о сутках, как о периоде обращения Земли вокруг своей оси. «День» в первых главах книги Бытия – это промежуток времени неопределенной продолжительности, в течение которого Бог вводит в мир какое-то новое творение. Такой «день» в современной системе исчисления времени мог продолжаться миллионы и сотни миллионов лет.

 

И динозавр, и неандертальцы существовали по-настоящему. Вероятно, эти виды живых существ не были сотворены Богом непосредственно, а возникли и исчезли в ходе эволюции, которая является одним из законов природы, установленных Богом.

 

В Церковном календаре сказано, что земле 6000 лет сейчас, а ученые полагают, что ей уже миллионы лет. Как объяснить нахождение костей различных динозавров, австралопитеков, кроманьонцев и что развитие человека происходит эволюционно?

Священное Писание ничего не говорит о возрасте сотворенного Богом мира. В первой книге Библии «Бытие» повествуется о том, что Бог создает мир в течение шести дней. Однако слово «день» означает не период, в течение которого Земля совершает оборот вокруг своей оси, а отрезок времени неопределенной продолжительности. В эти шесть «дней» укладываются и вымершие до появления человека динозавры, и гипотетические австралопитеки и реальные неандертальцы.

 

Представление о том, что возраст мира равен приблизительно шести тысячам лет, появляется в поздней античности. Церковный писатель Юлий Африкан, живший в III веке, на основании приблизительных расчетов, определил время Рождества Христова через 5500 лет после сотворения мира. Это число несколько изменили ученые Александрии, приспособив его для своих пасхальных расчетов, а потом еще немного изменили в Константинополе, подогнав под 15-летний цикл сбора налогов. Получилось число 5508 лет: от сотворения мира до Рождества Христова.

 

Это число вошло в обиход, укоренилось в сознании верующего народа и вошло в церковные календари. Однако само по себе оно является историческим недоразумением, поскольку ни в Библии, ни в одном определении Вселенских или Поместных соборов, ни в одном документе церковной власти возраст мира в 5508 лет не утверждается в качестве непреложной вероучительной истины.

 

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.(Мф.7:6). Как понять?

 

Представьте влюбленного мальчика, который от избытка чувств рассказывает о своей любимой девушке друзьям, а те по грубости характера пошло высмеивают это нежное чувство. Вот от такой ситуации предостерегает Христос Своих учеников словами, которые Вы привели.

 

Не следует дарить икону неверующему человеку. Не нужно рассказывать о сокровенных чувствах недоброму и бесчувственному собеседнику. Нельзя святыню веры делать достоянием толпы.

 

Новоначальный христианин часто охвачен таким сильным порывом любви к Богу, что готов поделиться своей радостью с первым встречным. Ему кажется, что он сумеет убедить любого оставить заблуждение, покаяться в грехах, приблизиться к Церкви, начать новую жизнь с Богом в сердце. Однако очень часто у него не хватает умения рассказать о своей радости другому человеку, и этот другой раздражается и начинает ругать не только собеседника, но и то, о чем он вдохновенно рассказывает. Святыня оказывается поруганной, а далекий от Бога человек отходит от него еще дальше.

 

Господь предупреждает от такого невольного оскорбления святыни и предлагает способ безопасного свидетельства о вере: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16).

 

Скажите, пожалуйста, как относиться к трудам профессора МДА А.И.Осипова? Есть мнение, что он лжеучитель и его взгляды еретические - так ли это?

 

Алексей Ильич Осипов – превосходный педагог и замечательный ученый – богослов. В лекциях по Основному богословию он точно и полно излагает учение Православной Церкви, умело применяя его для объяснения некоторых сторон современной жизни. Никаких еретических взглядов и ошибочных мнений Алексей Ильич не проповедует.

 

Однако следует иметь в виду одну особенность православного богословия. Оно включает в себя минимальное количество догматов, вероучительных принципов, которые являются обязательными для исповедания каждым православным человеком. Значительная часть православного вероучения сформулирована в виде так называемых теологуменов, частных богословских мнений, которые могут различаться по отношению к одному и тому же вопросу.

 

Теологуменом, например, является учение о частном суде, которому подвергается душа человека сразу же после его смерти, о мытарствах, которые ей надлежит пройти. Существуют разные взгляды на сущность православного благочестия, на последовательности духовного возрастания и усовершенствования человеческой личности, о соучастии человеческой свободы и Божественной благодати в Таинствах Церкви.

 

Именно поэтому некоторые выводы профессора Осипова могут отличаться от мнений других выдающихся богословов, становиться предметом споров и недоумений. Столь же различной может быть оценка различных книг, исторических событий, деятельности тех или иных известных личностей.

 

Все это при сохранении строгого соблюдения догматического учения Церкви является вполне допустимым, о чем свидетельствует Священное Писание: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»(1 Кор. 11,19).

 

Должен ли человек, с православной точки зрения, подвергать сомнению постулаты той религии, в русле которой он был воспитан с детства, чтобы пройти путь поиска в сравнении разных философских и религиозных течений? Существуют ли, опять же с православной точки зрения, объективные или субъективные критерии "правильности" религии?

 

Апостол Павел пишет: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фесс. 5,21). Этими словами следует руководствоваться в отношении к любой религии, с которой человек сталкивается на своем жизненном пути. Никакую религию невозможно принять без веры. Однако вера и доверчивость это разные вещи. Доверчивость, означающая готовность принять любое мнение за истину без дополнительного исследования, часто ведет к обольщению и духовной гибели. Предостерегая своих учеников от доверчивости, Христос призывает их: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»(Мф. 10,16).

 

Сомнение, способность критически осмысливать любое суждение, умение доказывать истину и опровергать заблуждение, - все это составляет ценную часть душевной жизни. Применять эти способности к исследованию религии, в которой человек был воспитан в детстве, и нужно, и полезно.

 

Разумеется, Православие не является исключением. Вера, которая прошла через горнило сомнений, становится разумной, обоснованной внутренним опытом и поэтому особенно крепкой.

 

Судить о «правильности» или «неправильности» той или иной религии бывает сложно, поскольку сама религиозная вера лежит за пределами разума, логики, рационального мышления. Однако, существует духовная интуиция, укорененная в Образе Божьем в человеческой душе. Именно она, являясь субъективным критерием, позволяет уверенно отметать учение, в котором к истине примешана изрядная доля вымысла.

 

Существует и объективный критерий. О нем говорит Сам Христос: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 16-18).