1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Святыни Саратова

Печать

Written by Инна Стромилова

Уже стало доброй традицией несколько раз в год привозить в наш город для поклонения верующих мощи святых или чудотворные иконы. Эти события всегда сопровождаются большим стечением народа к месту пребывания святыни. Отрадно видеть, что в эти дни даже те, кто редко посещает храм, приходят в него, чтобы помолиться. Но обидно, что мощевики и иконы, находящиеся в саратовских храмах постоянно, часто остаются незамеченными многими саратовцами. А ведь они доступны в любой день. Итак – о духовных сокровищах нашего города.

 

СпасГлавная святыня Саратова, которая издавна считалась хранительницей всей саратовской земли, – образ Спаса Нерукотворного. Он находится в Троицком соборе города с его основания. По свидетельству историков и краеведов эта икона была принесена из Москвы в Саратов в конце XVI века стрельцами. Есть также мнение, что икона непосредственно связана с Троице-Сергиевой Лаврой и представляет собой хорошо выполненную копию фрески лаврского Троицкого собора, написанную преподобным Андреем Рублевым.

Особое почитание Спаса Нерукотворного началось в начале XIX века после исцеления от тяжелой болезни рязанского купца Якова Михайлова. Ежедневно у иконы служились молебны и акафисты, было изготовлено несколько списков. В 1934 году образ был изъят и передан в краеведческий музей, где хранился до 1942 года. Икона была возвращена Церкви в тяжелейшем состоянии, понадобилась масштабная и очень серьезная реставрация, которая завершилась в 2006 году. В настоящий момент она находится в нижнем соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы у алтаря слева. Память Нерукотворного Образа совершается 29 августа (н.ст.).

В верхнем Троицком храме собора хранится ковчег с частицами мощей 132 святых. В советское время мощевик хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Его торжественная передача Саратовскому епархиальному управлению в постоянное пользование состоялась 14 января 2005 года. В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В ковчеге хранятся частицы мощей святых апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Марка, Луки, преподобного Сергия Радонежского, святого пророка Даниила, святого Лазаря Четверодневного, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого великомученика Пантелеимона, святых великомучениц Варвары и Екатерины, святой мученицы Татианы, а также песок реки Иордан, в которой крестился Спаситель, камень пещеры Гроба Господня, камень пещеры, где родился Христос, камень Голгофы.

Еще одна святыня Свято-Троицкого собора – Казанская икона Божией Матери. Это один из древних списков с чудотворного образа, обретенного в Казани в 1579 году. Саратовская икона была написана в XVIII веке. Впоследствии ее неоднократно переписывали, покрывая первоначальный образ несколькими слоями поздней записи. В 2005 году икона была отреставрирована. Она является не только чтимой святыней, но и памятником искусства.

В Свято-Троицком соборе находится также чтимый образ преподобного Серафима Саровского с частицей погребального облачения святого. Преподобный Серафим избрал монашеский путь на 19-м году жизни и почти пятьдесят пять лет жил безвыходно в Саровской пустыни. Неся суровые подвиги, он сохранял дух глубокого смирения. Преподобный стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. Он поучал вере и наставлял в благочестии многие тысячи людей, которые ежедневно стекались в Саров из разных стран, чтобы получить благословение отца Серафима и выслушать его совет.

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей хранится также в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря.

МощевикиВ Духосошественском кафедральном соборе города хранится ковчег с мощами Киево-Печерских святых и ковчег с мощами Радонежских святых. Оба они были переданы в Саратовскую епархию зимой 2003 года. Мощевик Киево-Печерских святых находится в центральном приделе возле правой колонны у алтаря. В ковчеге хранятся частицы мощей преподобных отцов как Дальних, так и Ближних пещер Киево-Печерской Лавры. Мощевик Радонежских святых находится также в центральном приделе, возле левой колонны у алтаря. В ковчеге – частицы мощей преподобного Максима Грека, преподобного Серафима Саровского, святителя Филарета Московского, святого блаженного Василия Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Ковчег с мощами преподобных отцов Киево-Печерских с марта текущего года находится и в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря. Здесь же икона и ковчег с частицами мощей святых старцев Оптинских. Святыни были переданы в дар обители по просьбе настоятельницы игумении Феодосии (Бессоновой) в декабре 2006 года.

В храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находится икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей. Она располагается в центральном приделе слева у алтаря. Святыню храму передал епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Мощи святого, который обладает особой благодатью исцелять душевные и телесные недуги, Владыка получил в дар от митрополита Неврокопского Нафанаила (Болгарская Православная Церковь) во время своей паломнической поездки по Болгарии и Греции в 2006 году.

 

В Сергиевском приделе храма находится икона преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицей мощей. В 2004 году прихожанин «Утоли моя печали» совершил паломничество в Иерусалим, привез частицу святых мощей преподобномученицы Елисаветы и передал ее в дар приходу. Великая княгиня, немка по национальности, родилась в протестантской семье. Будучи женой великого князя Сергея Александровича, сына российского императора Александра III, она приняла Православие. После гибели мужа от взрыва бомбы революционера-террориста Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Богу и служению людям. Она создала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Вместе с великими князьями и своей верной помощницей инокиней Варварой (Яковлевой) святая приняла мученическую кончину в заброшенной шахте весной 1918 года. Через некоторое время тела новомучеников были извлечены из шахты и доставлены в Иерусалим.

Икона с частицами мощей святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары есть и в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря и в храме в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В храме во имя преподобного Серафима Саровского есть икона святой Матроны Московской с частицей мощей. От рождения Матрона была слепой, но Господь даровал ей духовное зрение. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях.

Икона четырех святых: святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского находится в храме в честь Покрова Божией Матери. Икона имеет два мощевика с частицами мощей блаженной Матроны Московской и преподобного Сергия Радонежского.

В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится икона с частицей тапочка святителя Спиридона Тримифунтского. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По молитве святителя совершалось немало чудес. На Руси святой Спиридон издревле почитался наравне со святителем Николаем Чудотворцем.

Ковчег с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца хранится в храме святого великомученика Георгия в пос. Солнечный. Он считается покровителем воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием».

 

Ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника Крымского, пребывает в храме во имя святителя Луки, который располагается на территории 3-й городской клинической больницы г. Саратова. Икона святителя Луки с частицей его мощей находится в храме во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. Святитель Лука показал пример сочетания служения архипастыря и врача, исцеляя душевные и телесные недуги. Он автор богословских трактатов, которые способны пробудить веру и убедить сомневающихся в истинности бытия Божия.

Но надо сказать, что святыней является каждый храм, ибо в нем совершается величайшее из всех возможных таинств – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Приступая к этому Таинству, человек соединяется с Самим Господом. Любая святыня и всё, что нас окружает в каждом храме, призвано обратить человеческое сердце к общению с Богом.

 

Инна Стромилова

Взгляд-Православие