1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Деньги в Священном Писании

Печать

Written by Священник Антоний Скрынников

ДеньгиСколько существует человечество, столько существуют и деньги. Не всегда они носили вид известных нам бумажных купюр или металлических монеток. В древности люди использовали в качестве разменной монеты шкуры животных, золотые изделия, оружие и даже таких же как они сами людей.

Если мы откроем Священное Писание, то мы увидим множество притч, где упоминаются денежные средства. Монеты, упоминаемые в Священном Писании и употреблявшиеся у евреев, были золотые, серебряные и медные. В Библии употребляются следующие названия монет: талант, мина драхма, динарий, ассарий, кодрант, лепта.

Наверное, самое известное и цитируемое место Писания, посвященное деньгам, ответ Христа фарисеям, которые спросили Христа: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Ин. 8, 49). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, – то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, – то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

Люди, далекие от Церкви и церковной жизни считают, что деньги это что-то грязное и недостойное для внесения в храм. И в подтверждение этих слов приводят пример, когда Христос изгоняет торговцев из храма, переворачивает их столы с деньгами и говорит страшные, обличительные слова: « И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк.19:45,46).

Но прежде чем начать обличать Церковь и иконные лавки, давайте прежде разберемся, что же сделал Господь. Как известно, традиционное израильское общество делилось на четыре группы: фарисеи, саддукеи, ессеи и зилоты. Последние были закрытым обществом террористов, которые регулярно поднимали восстание против римской власти. Последнее их восстание закончилось очень печально. Римский император Тит осадил Иерусалим и полностью его разрушил.

Чтобы заниматься подрывной деятельностью и тогда, и сейчас нужны материальные ресурсы. И зилоты зарабатывали на свою деятельность средства, продавая жертвенных животных в иерусалимском храме. Именно поэтому, Господь и говорит, что Его дом стал вертепом разбойников. Выгоняя торговцев, Он выгонял именно разбойников, а не продающих.

Отношение Христа к деньгам всегда было спокойное. Он не осуждает людей богатых, но при этом всегда призывает проявлять любовь к ближнему и приобретать себе друзей «богатством неправедным». Как объяснял позднее святитель Иоанн Златоуст, все богатство, какое есть у человека, является неправедным. Будь то заработанные честно деньги или полученное наследство. Не будь воли Бога, эти деньги бы нам не достались. Поэтому раздавая их нищим и нуждающимся, мы приобретаем себе ходатаев за нашу душу перед самим Богом.

Говорят, когда хоронили, известного полководца Александра Македонского по его приказу сделали так, чтобы руки его были видны из гроба. Чтоб все видели, что, завоевав, весь мир он с собою, не берет ничего с этой жизни.

  Священник Антоний Скрынников