1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Успенский пост

Печать

Written by Воцерковление.ru

Успенский постВпервые указание на Успенский пост можно встретить в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Здесь под первым августа такое замечание: "Есть у нас другой пост, называемый Пресвятой Богородицы, начинающийся с 1 дня августа месяца". Но тот же Типикон в "каноне" о пище не называет Успенского поста. Однако в нем указывается, что древнейшее упоминание об Успенском посте следует искать в деяниях так называемого "Собора соединения", бывшего в 920 году. Собор этот по поводу вопроса о дозволении четвертого брака постановил, что даже и троеженцы подлежат особому покаянию: они должны "приобщаться три раза в год: в Пасху, в праздник Успения Богородицы и на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, так как сим праздникам предшествуют посты".

Сомнительно более раннее упоминание об Успенском посте в письме папы Николая I (858-867 гг.) болгарам: "следующие посты св. Римская Церковь приняла от древности и содержит: по 40 дней пред Пасхой, после Пятидесятницы, пред Успением Марии Богородицы, а также пред праздником Рождества Господня". Римская церковь никогда не знала Успенского поста, и никогда он не продолжался 40 дней. В сочинении "О трех четыредесятницах", приписываемом Анастасию Синаиту, Успенский пост представляется выделившимся из поста святых апостолов: последний первоначально продолжался от 1-й Недели по Пятидесятнице до Успения, а потом, по немощи человеческой, из него исключен был месяц июль. Афонские иноки около 1085 года просили Константинопольского патриарха Николая Грамматика разрешить их от Успенского поста. Патриарх, посовещавшись с Собором, перенес пост на другое время.

Нарождающийся пост до того заинтересовывает общество, что о нем около того же времени (в XI-XII веках) появляется специальное исследование некоего Анастасия Кесарийского. Древность поста здесь доказывается ссылками на свидетельства о нем Антиохийских патриархов и Собора соединения, автор приходит к выводу, что пост соблюдался еще до императора Льва Мудрого (886-911 гг.). Наконец, около того же времени, вопрос об Успенском, как и о Рождественском, посте вновь рассматривается на Константинопольском Соборе — при патриархе Луке и императоре Еммануиле Комине (XII в.). Некоторые на этом Соборе говорили, что в постановлении предыдущего Собора при патриархе Николае было упомянуто о перенесении Успенского поста на другое время, и потому пост в первую половину августа не может иметь места; но так как из упоминания Собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе, то этот Собор утвердил соблюдение поста в этом месяце. Никон Черногорец (XI в.) говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем.

14 августа — первый день Успенского поста

14 августа начинается Успенский пост, который продлится до 28 августа — праздника Успения Пресвятой Богородицы. И хотя пост этот не продолжительный, всего две недели, по строгости он равен Великому Посту. Церковь, как заботливая мать, дабы поддержать духовные силы своих чад, издавна установила в течение поста три праздника, связанных с благословением нового урожая плодов земных:

  1. 14 августа — Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в народе называемый "медовый спас";

  2. 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, двунадесятый праздник, в народной традиции также именуемый "яблочный спас";

  3. 29 августа — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, иногда называемый "ореховый (или третий) спас".

В первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в IX веке в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Существовал обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 14 августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили молебны "для освящения мест и отвращения болезней".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1(14) августа 988 года. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается и малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.