1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Жития святого благослови прочести...

Печать

Written by Подготовил Димитрий Богачев

Ежедневно за Божественной литургией приходящие в храм люди слышат песнопения, чтение жития святого, память которого совершается в этот день. Зачастую даже не одного, а двух или трех. Сегодня на каждый день церковного календаря приходятся десятки, если не сотни святых, которых молитвенно чтит наша Церковь. Канонизация их проходила не равномерно. От Крещения Руси до образованного Петром I Синода было канонизировано 257 подвижников. За весь двухсотлетний синодальний период прославлено всего 11 служителей Христовых. Ушедший ХХ век вписал в церковные календари еще 1877 святых из них 1776 новомученников и исповедников российских. Их жития собраны в одном творении под названием «Четьи-Минеи».

 

Само слово «Четьи-Минеи» происходит от двух названий: четьи – от древне-русского «для чтения» и минеи – от греч. μήν «месяц». Так в древности называли душеполезные сборники на каждый день года. Первоначально они были созданы для чтения за монастырской трапезой и лишь много позже перекочевали в храмовые и домашние библиотеки. Впервые в житийные сборники были включены рассказы о жизни святых местной Церкви, о подвижниках, живших в данном монастыре или поблизости от него. Позднее они были дополнены патериками, различными поучениями и похвальными словами. В Х веке византийский церковный писатель Симеон Метафраст составил минологий, сводный корпус греческих житий святых, в котором в соответствии с днями их памяти были расположены 148 текстов творения. Высокий стиль преподобного Симеона стал образцом для составителей подобных сборников.

 

makariiНа Руси Четьи-Минеи появились в ХII веке. Они были переведены с дометофрастовских изложений по заказу Великого Новгорода в константинопольском студийском монастыре. Эти переводы и легли в основу гигантского труда святителя Макария, митрополита Московского и вея Руси. В 1529 году, еще будучи архиепископом Новгородским он поставил перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу – в 12 томах (по числу месяцев) собрать все чтимые на Руси книги.

 

По всем городам, монастырским библиотекам начался сбор книг (что послужило основанием будущей Синодальной библиотеки). В работе участвовали многие писатели, переводчики, переписчики. В результате четвертьвекового труда на Руси появились «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария, в которые вошли жития и похвальные слова святым, книги подвижников церкви, памятники древнерусской и переводной литературы. Были созданы три списка, состоящие из 33 тысяч листов большого формата. Первый был положен в Успенский собор Кремля; второй хранился в царских палатах и предназначался царю Ивану Грозному, которого митрополит Макарий венчал на царство; третий был определен автором житий в новгородский Собор Святой Софии.

 

В середине ХVII века свои «жития святых» пробовали создать монах Троице-Сергиевской лавры Герман (Тулупов) и священник Иоанн Милютин. Их рукописи хранятся в двух библиотеках: первая – Сергиевой лавры, вторая – в синодальной в Москве.

 

В июне 1684 года работу по составлению «Четьи-Миней» продолжил святитель Димитрий митрополит Ростовский (его память совершается 4 октября). На последующие двадцать лет это сделалось постоянным делом всей его жизни: и в иноческой келье, и в сане настоятеля, и на святительской кафедре, ибо душа его пламенно возлюбила угодников Божиих, коих память хотел он прославить. В основу своего труда святитель положил «Великие Четьи-Минеи». За это время составитель также исследовал массу источников, написанных на разных языках, в том числе книг не православного происхождения. Он собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники. К каждому из них он подходил с исключительным вниманием.

 

Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны святитель Димитрий Ростовский запоминал до мельчайших подробностей. Вот как он сам описывает в дневнике своем два утешительных сновидения, коих удостоился в течение трех месяцев.

 

svdim «Августа десятого 1685 г., услышал я благовест к заутрени, но, по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не поспел к началу, а проспал даже до чтения псалтыри. В сие время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей ночевали святые мощи. Осматривая со свечою гробы святых, увидел там святую Великомученицу Варвару. Приступив к ее гробу, узрел ее лежащую боком и гроб ее, являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынул мощи ее из раки и положил на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ее и взял оные руками для вложения в раку, но вдруг узрел в живых Варвару святую. Вещаю к ней: «Святая дево Варваро, благодетельнице моя! Умоли Бога о грехах моих!» Ответствовала святая, буди бы имея сомнение некое: «Не ведаю, — рекла,— умолю ли, ибо молишися по-римски». (Думаю, что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве, и уподобился в сем случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как у меня краткая и редкая молитва). Слова сии услышав от святой, начал я тужить и якобы отчаиваться, но она, спустя мало времени, воззрила на меня с веселым и осклабленным лицом и рекла: «Не бойся», — и иные некоторые утешительные произнесла слова, коих и не вспомню. Потом, вложив в раку, облобызал ее руки и ноги; казалось, тело живое и весьма белое, но рука убогая и обветшалая. Сожалея о том, что нечистыми и скверными руками и устами дерзаю касаться святых мощей и что не вижу хорошей раки, размышлял, как бы украсить сей гроб? И начал искать новой богатейшей раки, в которую бы переложить святые мощи. Но в том самом мгновении проснулся. Жалея о пробуждении моем, почувствовало сердце мое некоторую радость».

 

Другое сновидение было еще поразительнее. «В 1685 году — пишет святитель Димитрий, — в Филиппов пост, в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: «Сие мне железом прожжено». Потом открыл правую по локоть руку, показав рану на самом против у локтя месте, и рек: «Сие мне перерезано»; причем видны были перерезанные жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте, такую же указав рану, сказав: «И то мне перерезано». Потом, наклонясь, открыл ногу и показал на сгиб колена рану также и другую ногу, до колена открывши, такую же рану на таким же месте показал и рек: «А сив мне косою рассечено». И став прямо, взирая мне в лицо, «Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал». Я противу сего ничтоже смея сказать, молчал и мыслил в себе: «Кто сей есть Орест, не из числа ли пяточисленных (13 декабря)?» На сию мою мысль святой мученик ответствовал: «Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие написал». В то самое время к заутрене благовест пробудил меня, и я жалел, что сие весьма приятное видение скоро окончилось. А что сие видение, записав его спустя более трех лет, я, недостойный и грешный, истинно видел и что точно так видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую: ибо все иное, как тогда совершенно памятовал, так и теперь помню».

 

…Творение святителя Димитрия Ростовского состоит из четырех книг, каждая из которых содержит жития за три месяца. Первая книга начинается с сентября – месяца, когда совершается церковное новолетие (с 14-го числа по новому стилю). Работа над этой книгой была завершена святителем в 1689 году. Через год была выпущена вторая книга. В 1695 году Четьи-Минеи были отпечатаны и привлекли к себе внимание патриарха Адриана, который поощрил дальнейшее составлений житий грамотой и деньгами. Работа над третьей книгой была завершена в 1700 году. Четвертая книга была завершена в феврале 1705 года.

 

book После выхода последнего тома работа над изданием не прекратилась. Заканчивая последний, четвертый том своего творения святитель Димитрий уже готовил исправления ко второму изданию первого тома. После кончины самого святителя Четьи-Минеи были дополнены его житием, а жития святых равноапостольных Константина и Елены были дополнены новыми фактами.

 

На протяжении последующих трехсот лет труд святителя Димитрия Ростовского многократно перерабатывался и переиздавался. Его «Четьи-Минеи» стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Труд святителя Димитрия вдохновлял Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского. Последний писал так:

 

«…По всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.»

 

Подготовил Димитрий Богачев