1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Наша защита – Крест Господень

Печать

Written by Беседовал Александр Яхонтов

Во второй половине сентября на одном из ток-шоу обсуждался «феномен» целительницы Надежды Антоненко. Женщина на полном серьезе пыталась доказать эффективность своего метода лечения, демонстрируя какие-то баночки с грязной позеленевшей водой. Студия оказалась полна истеричного вида тётенек в платочках, которые с пеной у рта защищали свою "спасительницу" и уверяли, что именно она, гражданка Антоненко, вылечила их.…Все это, кажется, не раз происходило уже в России, так ведь? Чумаки, джуны, кашпировские с их провальными возвращениями на голубые экраны ничего, кроме брезгливой скуки, уже не вызывают. Вроде бы, ничего страшного – возьми, да переключи канал. Беда в том, что и «целительница», и люди из группы поддержки на всю страну называли себя православными христианами, говорили, что ходят в церковь.Что это – новый виток сумасшествия в стране? Откуда снова выползло повальное увлечение экстрасенсорикой и совместима ли она с Православием? Об этом и о многом другом мы попросили рассказать настоятеля храмов в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святых апостолов Петра и Павла игумена Нектария (Морозова):

 

Откуда, как Вы считаете, появилось это увлечение всякими целителями? Почему оно пышным цветом расцвело в нашей стране?

 

babulya- Не могу согласиться с тем, что данное "растение" произрастает и цветет исключительно на российской земле. Здесь мы имеем дело с явлением общемирового порядка. Место, где образуется некий духовный вакуум, с течением времени обязательно чем-то заполняется – природа не терпит пустоты. Тем более, не терпит пустоты потребность человека в Боге, независимо от того, верующий он, или нет. Душа человеческая всегда стремится к чему-то заоблачному, к тому, что выше земли, иноприродно ей.

И искание чудесной помощи вполне естественно. Потому что человек, оставшийся без Бога, точнее - сам отпавший от Него, чувствует себя уязвимым, беззащитным. Он ищет помощи и часто попадается в расставленные у него на пути врагом ловушки. Здесь трудно установить, что первично – спрос или предложение. Одно определенно можно сказать: во все смутные времена, когда отпадение людей от Бога приобретает массовый характер, умножалось число всевозможных "целителей" и "чудотворцев" - будь то откровенные колдуны-чернокнижники, или экстрасенсы, или же те, кто заявляет, что лечит людей Божией силой...

 

Почему же люди с такой охотой обращаются к этим «чудотворцам»?

 

- Когда человек приходит в храм и говорит о своей беде, священник обращает его внимание в первую очередь на то, как он живет. Сообразна ли его жизнь с законом Божиим,

или он, по слову апостола, решил "воевать" с Богом. Соответственно, священник указывает, этому попавшему в беду человеку на необходимость изменения его жизни, на то, что он должен изменить, прежде всего, самого себя. Это – главное средство для избавления от всех проблем, на которые и пришел человек в храм жаловаться. И тут оказывается, что менять себя, менять образ жизни, начинать жить по евангельским заповедям очень трудно.

Меняться, работать над собой – тяжело и непривычно. И часто священнику говорят: «А не сделаете ли чего-нибудь вы?», то есть человек ожидает, что мы что-то с ним сделаем. Мы можем и должны молиться о тех людях, которые приходят к нам за помощью. Но мы не можем изменить жизнь человека без участия его самого. И об этом мы каждый раз вынуждены говорить.

А многие ждут просто какой-то "магии". Ждут, может быть, каких-то особых действий, волшебства. Естественно, подобного шарлатанства в Церкви нет и быть не может. Потому что, опять-таки, спасение человека, изменение его временной и вечной участи, находится всецело в его руках. Господь каждому желает земного благобытия и душевного спасения, и только воля человеческая дает или не дает реализоваться этой возможности.

Когда же человек идет к какому-нибудь целителю, бабке, экстрасенсу, происходит совершенно другое. Он приходит, платит какую-то сумму и ему обещают конкретный результат. Кстати, суммы бывают разные, большие и маленькие, а иногда человек попадает на настоящий конвейер по отъему денег, платит все больше, отдает последнее, но вырваться не может, потому что уже попал в зависимость от этого «специалиста», к которому обратился.

 

Здесь, получается, и кроется привлекательность «целителей» - самому делать ничего не надо, можно лечь на диван и ждать результата. Так?

 

- Так. Когда человек приходит в храм, ему говорят – надо сделать то-то и то-то. А целитель убеждает клиента, что сам за него сделает все, что надо. Только дайте денег. А это вполне соответствует психологии современного человека, который со всеми его комплексами, страхами, неуверенностью попадает в руки шарлатанов. Когда я говорю «шарлатанов», это не значит, что я не признаю за некоторыми из этих людей особых способностей, которыми они обладают. Я признаю факт наличия такого рода способностей. Весь вопрос в том, какова их природа.

 

И какова же она? Что думает Православная Церковь по этому поводу?

 

- Когда мы говорим о святых людях, будь то преподобные, святители, или мученики, мы иногда называем их сосудами Благодати Божией – есть такое устойчивое выражение. Это не просто абстрактный образ, это выражение самой сущности святости.

Что такое святость? Вот, человек трудится над собой, старается соблюдать евангельские заповеди. Постепенно происходит очищение души от страстей и та благодать Божия, которая дается человеку в таинстве крещения, получает возможность раскрываться в нем все больше и больше. Апостол Павел уподобил человека скудельному – глиняному – сосуду. В этом хрупком обиталище, нашем теле, мы и носим Божественную благодать. И по мере того, как мы избавляемся от скверны, пороков и страстей, наш «сосуд» наполняется светом благодати. И так же, как есть сосуды благодати Божией, есть и «сосуды диавола», то есть вместилища злой, демонической силы. Это происходит гораздо легче – не надо трудиться, не надо себя очищать. Надо только лишь открыться для этой силы и предложить себя ей. Это, собственно говоря, и происходит, когда человек начинает культивировать в себе "сверхъестественные" способности. Более того - практически любой человек, обладающий определенной степенью, скажем так, чувствительности, восприимчивости, может превратиться в целителя, в мага. Весь вопрос в том, каковы будут последствия – для него и для тех, кто его окружает. Но есть люди которые сознательно открываются для этой демонической силы, а есть те, кто так или иначе заблуждается. На протяжении своей более чем двухтысячелетней истории Православная Церковь видела святых, которые посредством благодати Божией пророчествовали и совершали чудеса, и, в то же время, огромное количество людей, которые находились в состоянии бесовской прелести. Они творили, вроде бы, те же самые чудеса, кого-то исцеляли, предсказывали будущее. Но не даром Господь говорит о том, что каждое дерево познаётся по его плодам. Признаком святости святых были не чудеса, которые они совершали.

 

Если не чудеса, тогда что же?

 

- Их чистая богоугодная жизнь, их любовь, их смирение. Способность ради Бога отказаться от всего – даже от собственной жизни!

Что же касается людей, прельщенных бесами, то ни смирения, ни любви, ни подобной преданности Богу мы в их жизни не находим. Да и сама жизнь этих людей заканчивается очень и очень прискорбным образом. Многие из них оканчивали жизнь самоубийством, многие сходили с ума и только единицы - видимо, за какие- то прошлые заслуги перед Богом, выходили из этого состояния и возвращались к нормальной жизни.

 

В чем заключается ловушка для тех, кто обращается к экстрасенсам?

 

- Нас, священников, часто спрашивают – что плохого в том, что помощь нам окажет такой вот «целитель»? Он же реально помогает! Скажу Вам, что мы очень часто видим людей, которым эта помощь была оказана. Они приходят к нам на грани отчаяния, и мы узнаем, что когда-то эти люди страдали, скажем, от язвы 12-перстной кишки, их заговорила какая-то бабка, помог экстрасенс, но кончилось все раком желудка. Это оборотная сторона «помощи», о которой целители не рассказывают и не расскажут никогда – клиентуры не будет. Или такая история: изменял муж, жена пошла к бабке, мужа там «заговорили», а он…покончил с собой.

 

Как же так – бабуля ведь помочь хотела?

 

- Вот об этом мы и говорим: за счет чего и как помогают эти люди? За счет того, что они стали, вольно или невольно, сосудами разрушительной, бесовской силы. И когда человек к ним обращается, он, можно сказать, добровольно сует пальцы в розетку или хватается за оголенные провода, по которым пущен ток высокого напряжения! И эта страшная сила безжалостно калечит того, кто к ней прикоснулся. Почему это происходит? Потому что эта энергия – энергия разрушения, зло порождает только зло! И если сначала человеку дается какое-то благо, то только для того, чтобы легче было погубить его потом.

Есть множество историй о том, как люди продавали свою душу дьяволу. Но это происходит не так картинно, как писали сочинители прошлого. Никаких договоров на пергаменте, никаких подписей кровью. Все гораздо проще. В данном случае, человек отдает душу дьяволу за то здоровье, за какие-то временные блага, которые он хочет получить от астролога, экстрасенса, бабки или колдуна. Он не понимает, что делает, но последствия все равно бывают очень тяжелыми.

 

То есть человек добровольно отдается во власть демонических сил, дает бесам возможность управлять своей жизнью?

 

- Да. Мы знаем, что в мире есть мошенники, аферисты, которые, обещая возможность легкой наживы, выманивают у людей огромные деньги. Так вот, бесы – это те же мошенники, только они лишают человека не только денег, но и здоровья, душевного и физического.

Очень распространенный вопрос – как же так, ведь эта бабушка, она же от Бога, у нее иконы дома?! Тут опять возникает вопрос – а как она этот дар от Бога получила? Люди говорят – не знаем, как-то вот получила… А святые подвижники всю жизнь проводили в посте и молитве, отрекались от мирских радостей. И делали они это не для того, чтобы получить некий дар, а чтобы быть ближе к Богу, служить Ему. А благодатные дарования становились, таким образом, следствием этой ставшей подвигом жизни, следствием неустанного очищения себя от греха.

Есть еще одно, главное различие. Когда Господь в Евангелии исцеляет людей, которые к Нему приходят, Он всегда говорит одни и те же слова: иди, и больше не греши, чтобы не случилось с тобой что горшее. То есть, залогом исцеления является покаяние. Поэтому, когда человек приходит в храм, мы и говорим ему – покайся в тех грехах, которые совершил за свою жизнь, причастись, пособоруйся и положись на волю Божию. И порой бывает так, что многие болезни, невзгоды неприметным образом удаляются из человеческой жизни. Не сразу, постепенно, но уходят! Это происходит, повторюсь, в том случае, если человек делает все искренне, стремясь измениться, а не формально, желая что-то получить взамен.

Почему вообще человек болеет, почему с ним что-то случается? Да для того Господь ему это попускает, чтобы он задумался! Правильно ли я живу, не к погибели ли я стремлюсь? А пришел он к экстрасенсу, у него эту болезнь, причину задуматься и возможность спасения, забрали и говорят – иди, греши дальше! И он идет, и грешит, собирая на свою голову, по апостольскому слову, горящие уголья.

 

Получается, священники говорят людям нелицеприятную правду, которую те не хотят слушать. Мы сами, наша жизнь – причина наших проблем! Напрашивается прямое сходство с медицинским диагнозом…

 

- Совершенно верно. Если к врачу приходит человек, который пьет, курит, ведет беспорядочный образ жизни, то любой врач, честный, здравомыслящий и профессиональный, скажет человеку: я назначу вам лечение, но, кроме этого, вы должны бросить пить, курить. Надо соблюдать распорядок дня, начать заниматься физкультурой. Практически то же самое, но применительно к здоровью душевному, говорит священник. Если врач говорит: пей, кури и будешь все равно здоров, то это шарлатан, который хочет только получить деньги, а дальнейшая судьба больного его не интересует. Шарлатанство экстрасенсов в этом и заключается - они уверяют, что все проблемы можно решить здесь и сейчас. А священник сообщает неприятную правду, которая заключается в том, что процесс лечения будет трудным и долгим.

Бывает и так, что целитель даже советует приходящим к нему читать Евангелие, исповедоваться, причащаться, но, в конце концов, все опять замыкает на себе. Он похож на диверсанта, который пробирается на железную дорогу и переводит стрелки на пути нашего спасения в сторону. Человек едет-едет, а попадает мимо цели, то есть мимо Бога. Это, пожалуй, самое страшное.

 

Так как же быть с Н.Антоненко и ей подобными псевдоправославными целителями? Как к ним относиться тем же православным, которых они совращают с пути истинного?

 

- Эти люди, которые занимаются подобного рода, не усомнюсь сказать, бизнесом, прекрасно знают, в какой стране они живут, знают они и психологию своего народа. Можно не сомневаться, что, «работая» в США, Франции или Италии, они пользуются другим, подходящим для этих стран антуражем. В России же используют ту особенность, которую часто отрицает либеральная пресса, но которая, тем не менее, существует – в нашей стране порядка 70 – 80 процентов населения крещены в Православной Церкви. И россияне с той или иной степенью уважения и доверия относятся к Церкви и внешним атрибутам церковной жизни. Увидел, например, клиент у целителя в серванте икону – и успокоился, считает, что все нормально. Поэтому эти люди и используют подобного рода – не скажу в данном случае слова «святыни» - антураж. Потому что для них это не святыни, а именно антураж, средство зарабатывания денег.

К вопросу о том, что такие «чудотворцы» называют себя православными... Как можно оставаться православным колдуну, например, если Православная Церковь говорит ему: не делай этого, потому что за это ты будешь отлучен от общения церковного! А если ты продолжаешь ворожить, какой же ты после этого православный?

Люди всегда искали более легких путей, возможностей отказаться от трудов телесных или душевных. Наше время характерно тем, что мы получили,во-первых, общество потребления, а во-вторых, человека-потребителя, который является, возможно, новым типом человека. Мы привыкаем к тому, что это очень удобно – заплатить и получить. И чем больше у тебя денег, тем больше тебе кажется, что на них ты можешь купить все. А это совсем не так.

 

Беседовал Александр Яхонтов